Это для нас, взрослых, отпуск — время отдыха. Ха-ха-ха! Tри раза, — говорят нам на это наши дети, для которых каникулы — это время подготовки к школе, когда надо прочесть рекомендованную учителями на лето литературу.
Рассказываю подлинную историю. Девочка четырнадцати лет. Отличница. В школе получает список под гордым названием «Литература для домашнего чтения». Родители ей говорят: «Пока не прочтешь «Витязь в тигровой шкуре», — гулять не пойдешь». Девочка начала читать книгу.
Через некоторое время она стала названивать своим знакомым с просьбой пожить у них немножко, пока родители не успокоятся, поскольку прочитать эту книгу она вообще не в силах.
«Витязь в тигровой шкуре» — плохая книга? Идиотский вопрос. Великая, гениальная, философская… Но, как многие великие книги, трудно читается. Особенно в 14 лет…
Я видел список, который рекомендовали этой девочке. Список не обязательный, но желательный. Учителя настоятельно советовали. Помимо великой книги Руставели — там еще, к примеру: «Божественная комедия» Данте, «Повесть временных лет», «Сказание о Вавилонском царстве», «Разговор с Анакреоном» Ломоносова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Последний квартет Бетховена» Одоевского, «Пойман с поличным» Диккенса, » Ярмарка тщеславия» Теккерея, три романа Вальтера Скотта, три романа Гюго, два романа Флобера… И это еще совсем не всё…
Эти книги рекомендуют учителя 13-14-летним детям! Учителя — умные люди: они все понимают. Но им рекомендует начальство, а они, по эстафете — ученикам.
Покажите мне подростка, который, прочитав все эти книги жарким, вольным летом, не возненавидит литературу как таковую? Что мы делаем, а? Сознательно или бессознательно мы воспитываем в детях не просто нелюбовь, а ненависть к великим книгам. К той самой литературе, во многом благодаря которой люди веками оставались людьми, даже когда окружающая жизнь не способствовала.
Конечно, это вовсе даже не сугубо проблема летнего домашнего чтения. Это вообще проблема преподавания литературы в школе. Мой сын учится в хорошей школе, но и там, как и везде, четыре урока физкультуры в неделю и два — литературы. Физкультура, получается, в два раза нужней жителям ХХI века. Нам что, действительно кажется, что для модернизации жизни больше необходимы накаченные, чем те, кто «нужные книги в детстве читал»?
А с другой стороны, думаю: может, оно и хорошо, что уроков литературы в школе мало? Программа ведь так составлена, чтобы не привить, а отбить любовь к книге.
Принцип обучения какой? Надо изучать великое, а не интересное. В результате дети знают, что Жуковский — великий поэт, который писал очень скучные стихи. Пушкин — гений, чьи стихи надо учить едва ли не в каждом классе… А Лев Толстой писал такие огромные романы, что прочитать их нет никакой возможности.
Как радостно представители школы всегда жалуются на то, что современные дети не читают, потому как время такое: Интернет, мобильный телефон с играми и проч. и проч. Но разве школа что-то делает для того, чтобы увлечь ребенка чтением?
Кто и когда придумал, что ребенок должен учить наизусть стихи? Неужели не ясно, что это только отбивает любовь и к конкретным поэтам, и к поэзии вообще? Когда человек с первого по одиннадцатый класс вынужден учить наизусть стихи — ему, боюсь, уже никогда не понять, что поэзия — это летопись души…
Задача уроков литературы в школе не в том, чтобы бегло ознакомить детей со всеми классиками. Это бессмысленно и не нужно. Но в том, чтобы показать ребенку: литература — это дело очень живое, интересное, классное! На уроках литературы надо изучать книги о Гарри Поттере и Остера, Успенского и Крапивина. Если мы приучим ребенка читать, — уверяю, он сам дойдет до Толстого и Достоевского. Главное, воспитать в нем эту привычку — читать.
Знаете ли вы, что Санкт-Петербургский университет по заданию министерства образования разрабатывает нынче список из 100 книг, которые должны быть непременно прочитаны выпускниками школ? Как? Не знаете? Подозреваю, что нет, поскольку на сегодняшний момент на сайте разработчиков лишь около 500 человек откликнулось на предложение составить свой список.
А ведь это должна быть всероссийская акция! Может быть, покруче, чем «Имя России»… Страна должна выбрать 100 книг, которые должны прочесть наши дети. Эта акция могла бы объединить читающих людей — а таких немало, могла бы реально помочь учителям, и, что самое главное, могла бы возбудить интерес к литературе.
Страна не в курсе. Людей из университета торопят сделать список к 1 сентября… Ну, постараются, ну, сделают, ну, разошлют по школам. И чего?
И что же остается нам, родителям? Понять, что сегодня школьные уроки литературы, как и списки внеклассного чтения, отбивают у наших детей любовь к книге.
Если ваше чадо имеет «три» по литературе, — это вовсе не значит, что оно не любит читать. Подсуньте ему какую-нибудь книгу. Пока общество и государство оставляют нас наедине с этой проблемой, — попробуем сами. Иного выхода у нас нет…
Андрей Максимов