Главная Поток записей на главной

Что будет после запрета Украинской Православной Церкви. Объясняет историк Алексей Макаркин

Какие есть сценарии
Фото: Высшая школа экономики
Вчера Верховная Рада приняла закон, который запрещает деятельность Украинской Православной Церкви. Что будет дальше? «Такое ощущение, что сейчас, как во всякой кризисной ситуации, люди устраивают мозговой штурм, пытаются придумать варианты действий. Но каждый вызывает больше вопросов, чем дает ответов», — сказал историк и политолог Алексей Макаркин в интервью «Правмиру».

«Заодно запретили старообрядцев»

— Что юридически означает запрет УПЦ и как он будет происходить? 

— C юридической точки зрения такого юрлица, как Украинская Православная Церковь (УПЦ), не существует. В качестве юрлиц зарегистрированы епархии и приходы, и запретить можно их. Как это будет происходить технически?

Спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук озвучил срок: 9 месяцев, по истечении которого может начаться процесс запрета епархий и приходов. Из чего складываются эти 9 месяцев? Первые 30 дней — это период, по прошествии которого закон вступает в силу. Дальше необходимо сформировать нормативную базу, это еще три месяца. Остальные 5 месяцев отводятся на работу комиссий, которые будут решать судьбу каждого отдельного прихода или каждой епархии. Сначала будет принято некое рамочное решение о том, что аффилиации с РПЦ есть у всех, кто входит в УПЦ. А дальше каждой отдельной епархии и приходу будут рассылаться документы, в соответствии с которыми она может быть ликвидирована. 

Нюанс в том, что общую экспертизу по всем юрлицам об аффилиации с РПЦ принять можно, но решение по каждому приходу принимается по отдельности. Как только приход получает документ, у него есть два месяца на то, чтобы отреагировать и доказать, так сказать, свою благонадежность. Если не отреагирует, его ликвидируют. 

Поэтому запретить Украинскую Православную Церковь одним росчерком пера невозможно. Но можно многими росчерками.

Однако мы все время говорим об УПЦ, а это неправильно. Дело в том, что в проекте закона Украинская Православная Церковь впрямую не названа, там говорится про «религиозные организации, аффилированные с организацией [РФ]», и так далее. А этот закон обращен и против старообрядцев. На территории Украины существует старообрядческая Киевская архиепископия, статус которой был утвержден Освященным собором Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ) в 2017 году. Также на территории Украины действует Украинская епархия другой старообрядческой организации — Русской древлеправославной Церкви; этой епархией руководит епископ Никола (Просин). Но старообрядческие епархии немногочисленны, так что внимания к ним со стороны общества существенно меньше.

— Как доказывать благонадежность?

— Конечно, приходы и епархии будут подталкивать к переходу в ПЦУ, и тут уж доказывай не доказывай. Особенно когда есть решение Собора УПЦ 2022 года, на котором они исключили из Устава положение о членстве в РПЦ. То есть Русская Православная Церковь в Уставе вообще не значится. Таким образом, УПЦ оказалась между двух огней: РПЦ ее отречения не признала и, соответственно, никаких канонических прещений не воспоследовало (все понимали, что это решение было принято под давлением), а светская власть посчитала, что этого решения мало и что УПЦ лишь формально порвала с Россией. Так или иначе, своим решением УПЦ выиграла себе больше двух лет, но теперь — всё. 

Свято-Успенский храм УПЦ в Стрижавке. Фото: Артем Левченко

И по новому закону аффилиация будет признаваться не только на основании Устава УПЦ, но и на основании Устава материнской Церкви. Иными словами, УПЦ может сколько угодно говорить, что она порвала с РПЦ, но тот факт, что РПЦ не порвала с УПЦ, станет достаточным основанием для запрета. Им скажут: «Да, вы уже не с РПЦ, но РПЦ все равно с вами». Таким образом, у УПЦ нет никакой презумпции невиновности. Им нужно доказать свою искренность, а как — непонятно.

«Епископов много, а епархия одна, и народу в ней нет»

Базово стоит задача подтолкнуть каждый приход в Православную церковь Украины. Что может этому помешать?

— Допустим, что происходит организованный переход УПЦ в ПЦУ. Проблема в том, что отношения между этими церквями очень плохие, что это восходит даже не к 2018 году, когда появилась ПЦУ, а к началу 90-х годов. Для УПЦ ПЦУ — это раскольники, причем такие, которые отнимали храмы, выгоняли верующих, доносили власти о том, что тут у них засели московские враги. 

Эта ситуация напоминает 1920-е годы, когда на территории Украины была и обновленческая церковь, и автокефальная. Большевики «топили» за обновленцев, кто-то, наоборот, агитировал за автокефальную церковь, но ничего в итоге не получилось.

Потому что церковь — это не только иерархическая вертикаль, но и народ.

Те, кто сегодня готов был идти в ПЦУ, уже ушли. Для остальных это безблагодатная церковь. 

Проблема номер два. Она касается архиереев и известна нам по 1920-м годам. Допустим, приходил архиерей в свой кафедральный собор и сообщал, что теперь признает обновленцев. Верующие его из этого собора тут же изгоняли взашей, а потом иногда даже ездили в Москву к Патриарху Тихону, чтобы он им поставил нового архиерея. Каких только казусов не было! 

Но одно дело, когда есть епархия, но нет архиерея. И совсем другое дело, когда архиерей есть, а вот епархии нет. Сегодня именно такая ситуация, ведь в ПЦУ, которая появилась в результате слияния УАПЦ (Украинской автокефальной православной церкви) и Украинской православной церкви Киевского патриархата, до сих пор не урегулированы организационные вопросы.

Архиереи Украинской Православной Церкви, 2010 год. Фото: Wikimedia commons

Достаточно сказать, что там было, например, два львовских архиерея — один в подчинении УАПЦ, а другой — Киевского патриархата. А теперь представьте себе еще и иерархов УПЦ. Допустим, они согласились перейти в ПЦУ, но в каком качестве? Епархий-то свободных нет, а если и появятся, то преимущество будет у ПЦУ.

И тут проблема номер три. У ПЦУ в украинском обществе много симпатизантов, но мало практикующих верующих. Церкви стоят полупустые, как в свое время у обновленцев. Епархия есть, а народу нет. 

«Автокефалия — это полная изоляция»

— Какой еще сценарий есть у УПЦ, кроме слияния с ПЦУ?

— Второй вариант — самостоятельность, автокефалия. Но кто ее даст? У Константинополя там уже есть автокефальная ПЦУ, а Москва это воспримет как бунт. Если же самим провозгласить самостоятельность, то ее никто не признает, а от Москвы последуют наказания вплоть до анафемы. Так что автокефалия — это полная изоляция.

Третий вариант — пойти под какую-нибудь дружественную Церковь, румынскую или польскую. Но украинское государство не разрешает функционирование у себя никого другого, кроме ПЦУ и Константинополя. Румынские или польские приходы просто не зарегистрируют.

И наконец, четвертый вариант — Константинопольский экзархат. Когда Константинополь давал ПЦУ автокефалию, он добился того, что на Украине есть свой экзарх, который не входит в состав ПЦУ, а подчиняется напрямую Константинополю, является его прямым представителем (ему даже отдали Андреевскую церковь в Киеве — один из самых знаменитых и красивых храмов). Можно теоретически перейти к этому экзарху, по сути — в подчинение Константинопольского Патриарха Варфоломея. 

Андреевская церковь в Киеве. Фото: wikimedia commons

Но, во-первых, согласятся ли на этот вариант власти, которые хотят, чтобы УПЦ ушла в состав подконтрольной ПЦУ? С другой стороны, согласятся ли верующие, потому что и этот сценарий означает окончательный разрыв с Москвой, которая в 2018 году прекратила с Константинополем всякое общение?

А с третьей стороны — опять, куда же девать иерархов? Может возникнуть в высшей степени экзотическая ситуация, когда они останутся на своих кафедрах, но окажутся конкурентами ПЦУ, которой тот же Константинополь дал автокефалию. Чтобы две структуры на законных основаниях дублировали друг друга; чтобы каноничность каждой из них обеспечивалась одной и той же институцией — Константинопольским Патриархатом; чтобы при этом одна находилась бы в его составе, а другая получила из его рук автокефалию, — такого, честно говоря, в церковной жизни последних столетий я не помню. 

Такое ощущение, что кто-то сейчас в кризисной ситуации проводит мозговой штурм. А если экзархат? А если автокефалию? Но всякий раз вопросов больше, чем ответов.

«Церковь на амбарном замке» 

— Что все это означает для обычной пожилой прихожанки, которая пришла в свою церковь, куда ходила 30 лет? 

Если приход не перешел в ПЦУ, то, скорее всего, там будет висеть амбарный замок. Все исторические здания — это государственная муниципальная собственность, которой собственник обязан будет распорядиться в соответствии с новым законом. 

Далее: церковь — это не только народ, но и вертикаль власти, а как она будет работать, если епархиальное управление выселили из здания, которое находится в госсобственности? Ну допустим даже, что это помещение принадлежит епархии, можно временно переписать его на физическое лицо — архиерея или иерея. Это позволит выиграть время, хотя бы пока идет процесс ликвидации. А коммуналка? Тут могут возникнуть проблемы из серии «а если не будут брать — отключим газ». Ну и конечно, если приход будет ликвидирован, то гораздо проще привести в здание новых верующих, которые зайдут туда хотя бы один раз, но на этом основании уже можно передать приход ПЦУ.

Пока что будущее я вижу так: УПЦ так и не находит никакой возможности функционировать в рамках нового закона, и приходится переходить на полуподпольное положение.

Для многих иерархов и священников это крайне непривычно, они с таким не сталкивались даже при Брежневе. Какие-то общины, наверное, будут собираться по домам. Невозможно же запретить людям молиться.

— Катакомбная Церковь?

Да, какой-то вариант катакомбной Церкви, преследуемой государством. В итоге, конечно, многие простые прихожане будут переходить в ПЦУ, чтобы их не выдавили в неправовое поле. Ну подумаешь — сменил подчинение, пошел к другому архиерею, стал поминать уже не митрополита Онуфрия, а митрополита Епифания. Для обычной бабушки, которая мало интересуется церковными вопросами, мало что изменится. А вот для того церковного народа, который понимает, чем Украинская Православная Церковь отличается от Православной церкви Украины, все происходящее может быть неприемлемо. Из храмов уйдут наиболее активные и при этом наиболее образованные прихожане, а равнодушные останутся. Этот переход, как я полагаю, будет быстрее осуществляться на западе Украины и понижаться по мере продвижения на восток. Думаю, перспектива непризнанной Церкви на Украине вполне реальна. 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.