Виктор Франкл, «Сказать жизни “Да!”» и «Человек в поисках смысла»
Виктор Франкл — австрийский психиатр, психолог, философ и невролог. До Второй мировой войны он уже был известным ученым. После аншлюса Австрии Франкл мог уехать в США, но остался ради пожилых родителей.
В 1938 году Франклу запретили лечить арийских пациентов. Он занялся частной практикой и работал в Ротшильдской больнице — единственной, которая принимала пациентов-евреев.
В 1942 году Виктора Франкла поместили в Освенцим, а его жену — в лагерь Берген-Бельзен, где она погибла. Сам ученый провел в заключении три года. Ему удалось выжить благодаря принципам созданной им логотерапии — вида экзистенциальной терапии, направленной на поиск смыслов.
Франкл ежедневно сталкивался с испытаниями и в итоге смог ответить на вопрос — где брать силы, чтобы пережить невзгоды и тяжелые времена.
«Наибольшие шансы выжить имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить», — пишет Франкл в книге «Сказать жизни “Да!”».
Эту книгу Виктор Франкл написал в концлагере, затем восстановил по памяти и опубликовал после освобождения. Первое издание книги увидело свет в 1946 году.
— В самых кризисных ситуациях, в самых критических появляется Франкл. Читайте «Сказать жизни “Да!”». В ситуации безысходности что сделал Франкл? Он себя не приговорил к безысходности. Он себя все равно считал человеком перспективы. Тем самым онтологизировал реальность (онтологизировать — делать существующим, присутствующим. — Примеч. ред.), — говорит Александр Асмолов.
В книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл утверждает, что люди имеют психологическую свободу для определения своих мыслей и чувств. Смысл приходит изнутри себя, несмотря на окружающие страдания. «Человек в поисках смысла» — книга о пути, который проходит каждый из нас.
«Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни», — писал о себе Виктор Франкл.
Бруно Беттельгейм, «Просвещенное сердце»
Психоаналитик Бруно Беттельгейм 11 месяцев провел в концлагерях Дахау и Бухенвальд в 1938–1939 годах. Он был освобожден из концлагеря по амнистии, объявленной ко дню рождения Гитлера.
Осенью 1939 года Бруно Беттельгейм переехал в США. В октябре 1943 года в американском журнале патологической и социальной психологии он опубликовал статью о жизни в нацистских лагерях — «Индивидуальное и массовое поведение в экстремальных ситуациях». Она тут же стала знаменитой.
В своих произведениях Беттельгейм описывает свой опыт и опыт других людей, которые столкнулись с системой уничтожения людей.
Он считал, что чем тяжелее жизнь человека, тем больше подавляется его воля, а чем больше подавлена воля — тем меньше у человека желание менять жизнь к лучшему.
Это подтверждают примеры из жизни заключенных Освенцима и Дахау, а также немцев в Третьем рейхе.
«Бессмысленные задания, почти полное отсутствие личного времени, невозможность что-либо планировать из-за постоянных и непредсказуемых перемен в лагерных порядках — все это действовало глубоко разлагающе. Пропадала уверенность, что твои поступки имеют хоть какой-то смысл, поэтому многие заключенные просто переставали действовать. Но, переставая действовать, они вскоре переставали жить», — писал Бруно Беттельгейм в «Просвещенном сердце».
Бруно Беттельгейм, «О психологической привлекательности тоталитаризма»
Бруно Беттельгейм опубликовал статью «О психологической привлекательности тоталитаризма» в «Американском журнале экономики и социологии» в 1952 году.
На конкретных примерах взаимоотношений внутри семей во времена нацистской Германии автор показывает, что для противников режима эти согласие и мир достигаются лишь утратой самостоятельности, самоуважения и человеческого достоинства.
«Рано или поздно ребенок озлоблялся против политических убеждений родителей, если не против них самих, ведь именно они создавали для него все эти проблемы. <…> Поэтому даже дома и в кругу семьи невозможно было избавиться от лицемерия: оно сопровождало и в четырех стенах, в самых задушевных проявлениях семейной жизни», — приводит пример Бруно Беттельгейм.
В тоталитарном обществе каждый стоит перед выбором — высказать свое несогласие власти и подвергнуться преследованию или говорить то, что глубоко ненавидишь и втайне презираешь.
— Я бы сегодня везде опубликовал статью Бруно Беттельгейма о психологической привлекательности тоталитаризма. В ней рассказывается, как человек расплачивается за комфортную жизнь при тоталитарном режиме потерей своей собственной души, — говорит психолог Александр Асмолов.
Умберто Эко, «Вечный фашизм»
Умберто Эко написал эссе «Вечный фашизм» на основе лекции, которую прочел 25 апреля 1995 года в Колумбийском университете. В июле того же года статья увидела свет.
В эссе писатель перечислил 14 признаков «вечного фашизма» — человеконенавистнической идеологии, которая возвращается в наш мир под новыми личинами.
«Для вечного фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом. Пацифизм предосудителен, поскольку жизнь есть вечная борьба», — писал Умберто Эко.
— Эссе Умберто Эко о фашизме — одна из гениальнейших его работ, — отметил Александр Асмолов.