Докладчик напомнил три основных свойства, определяющих человеческую личность, которые присущи Богу полностью:
— Бог — социален, и дал возможности социального общения человеку;
— Бог полностью свободен, и дал свободу человеку;
— Он есть Любовь, поэтому и человека сделал любящим.
Протоиерей Василий подчеркнул, что, с одной стороны, интернет способствует общению, поскольку помогает людям, которые не имеют возможности встретиться, вступить в контакт. Но использование интернета, с другой стороны, зачастую заменяет наше личное присутствие в таких случаях, когда этого не должно было быть.
Например, «естественная» дружба — когда мы выходим, встречаемся с друзьями, когда они приходят к нам домой, — подменяется интернет-дружбой.
Подобного рода подмена в некоторых случаях имеет крайние последствия, и может привести к полной изоляции человека от реальных друзей. Человек теряет способность иметь настоящих друзей, поскольку любое человеческое общение испытывает нас, заставляет нас округлить наши острые углы.
Другой пример: человек получает информацию по церковным вопросам из интернета и думает, что он узнает о том, что на самом деле происходит в Церкви. Но здесь нет личного опыта присутствия в Церкви, переживания…
Второе важнейшее свойство личности — свобода.
— Вся наша жизнь заключается в стремлении продвинуться вперед в свободе, — уверен протоиерей Василий. — Я не имею в виду свободу выбора! Мы знаем, что свобода имеет более глубокий уровень, помимо выбора многих альтернативных решений. Мы говорим о свободе существования, душевной свободе, когда человек свободен в глубине своей души.
Зависимость от интернета возникает очень легко. Отец Василий рассказал, что греческая молодежь занимает четвертое место в мире по зависимости от интернета и электронных игр. Он подчеркнул, что три первые страны — технологически продвинутые страны Востока, а Греция не находится на таком уровне развития, но занимает первое место среди европейских стран по зависимости.
Докладчик отметил, что с помощью интернета можно стать зависимым от различного вредного поведения — от просмотра порнографии, от шоппинга. Но есть и зависимость от Интернета сама по себе. Очень плохо, если человек ставит над собой компьютер, и избегает реальной жизни.
Как связаны интернет и способность человека любить?
— Неправильное использование интернета и киберпространства может нанести вред нашей способности любить, — объясняет протоиерей Василий Фермос. — Это может произойти, если человек с помощью интернета получит доступ к таким материалам, что забудет о любви. Как, например, порнография, потребительство — там человек теряет свою способность любить, потому что вращается только вокруг себя, и получает удовольствие только от того, что делает. А удовольствие — это гораздо более низкий уровень, чем любовь.
Удовольствие само по себе не плохо, но когда человек вращается около него, он постепенно забывает подняться на более высокий уровень, подняться в любви, и находится всегда, вращается вокруг удовольствия, думая, что это радость. Радость связана исключительно с любовью.
Отец Василий добавил, что любовь исчезает, и когда человек сосредотачивается на виртуальном мире, предпочитая не тратить время и энергию на то, чтобы общаться с людьми в реальности.
— Даже находясь среди своих близких и родных, он находится на самом деле в другом месте, — поясняет священнослужитель. — Он не способен любить, потому что считает, что его естественное положение — в интернете. Тогда любовь переходит в перерыв между моментами подключения к интернету.
Как мы поняли, в этих трех свойствах личности — общении, свободе и любви — интернет может нанести огромный вред. Он является дополнительным испытанием личности по сравнению с традиционными испытаниями, которые переживает человек в этом мире. Есть необходимость усиленного бдения для того, чтобы человек не потерял свою ориентацию на лицо Божие, — заключил докладчик.