— Давайте начнем с календаря. Русская Православная Церковь тоже почитает святого Валентина, только не 14 февраля, а 12 августа. О нем известно очень мало — он жил в Италии, был епископом и пострадал за Христа.
Почему Валентина считают покровителем влюбленных, большой вопрос. Мне кажется, это какая-то коммерческая история, взятая с потолка. Но дело в другом. Как нам реагировать? Праздник же есть, люди отмечают.
Попросите батюшку освятить валентинки. Это не моя идея, многие священники не раз так шутили. Ну почему бы и нет (смеется)? А если серьезно, то в этот день — в проповедях и православных СМИ — хорошо бы говорить о том, что такое настоящая любовь в христианском понимании.
Все-таки массовый праздник святого Валентина не предполагает вдумчивого разговора о любви, она воспринимается как что-то романтическое. Поэтому следует напомнить: твоя девушка, твой парень, которого ты любишь, — это не способ интересно и легко провести время. И вообще человек — это не способ и не средство пережить какие-то чувства. «Пришла пора, она влюбилась», да?
Христианское понимание любви предполагает, что человек — это цель, поэтому с любимым ты должен быть как-то очень глубоко связан. Ты должен принять и его романтические, и неромантические стороны, разделить с ним не только прекрасные моменты, а вообще все. Вот тогда это будет настоящая любовь.
Мне кажется, такое понимание может придать празднику бóльшую глубину.
И если в массовом сознании День святого Валентина делает упор на любовь как на чувство, то надо напомнить, что для христиан любовь — это не только чувство, но и дело.
Более того, это дело даже иногда вопреки чувству.
Представим такую ситуацию. Я кого-то любил. Мы с этим человеком связали свои жизни. И вдруг что-то между нами происходит. Из-за моего эмоционального состояния прекрасные чувства сводятся либо на большой минус, либо на нет. Как в таких случаях рассуждают? «Вот, пропала любовь. Все». Но пропала не любовь. Пропали те самые волнующие, трепетные переживания, которые привлекали нас к другому человеку.
Что же делать? Есть два варианта: либо закончить эти отношения, либо пытаться что-то исправить. Но ведь раньше были сказаны какие-то слова, что-то было друг для друга сделано, а теперь даже как-то обидно.
Поэтому христианское мировоззрение учит, что любовь — это дело. Даже если ты не испытываешь чувств, ты должен по отношению к человеку совершить какие-то дела, которые бы как раз свидетельствовали о твоей любви. И возможно, в конечном счете это изменит ситуацию.
Другой пример — про отношения не мужчины и женщины, а детей и родителей. Что-то произошло, вы поругались и переживаете: «Я их не люблю. Нет у меня такого сыновнего чувства, я не чту отца и мать». А ты делай конкретные дела, которые эту любовь показывают. Заботься о родителях, помогай им. И при этом не так важно, что у тебя нет внутреннего наполнения.
Эмоциональные переживания не всегда будут совпадать с твоими делами, но это не значит, что любви нет. Если человек получает от тебя помощь, заботу, это и есть настоящая любовь.
Мне кажется, в этом смысле современная культура недооценивает любовь как действие и прочно увязывает ее с чувствами. Опять же — упаси Боже — я не хочу сказать, что чувства не важны. Конечно же, важны. Но если более комплексно смотреть на человека, мы же понимаем, что чувства больше зависят от не от нашей воли, а от организма, биологии: от состояния нервной системы, эндокринной системы…
У человека могут пропасть нежные чувства просто потому, что у него гормональный сбой. Означает ли это, что любви нет? Все-таки сводить любовь к чувствам — значит упрощать картину. Вот об этом надо говорить в День святого Валентина.
Альтернатива этому празднику — День Петра и Февронии, но он как-то не особо у нас приживается. Думаю, если День святого Валентина будет популярен среди православных, его надо просто воцерковлять, это абсолютно нормально.