Нашей старшей дочери сейчас 12 лет. Во-первых, она постоянно где-то на своей волне и предпочитает уединение. Во-вторых, она разговаривает с родителями исключительно без младших и быстро исчезает при их появлении. В-третьих, она могла бы сделать много полезного, но целыми днями сидит в телефоне или читает книги. Эти ее особенности могут очень сильно раздражать нас, родителей. Но она все еще ребенок, хотя и выглядит взрослой. И ей все так же нужна помощь родителей. Что мы можем ей предложить этим летом?
Идея 1. Наладить здоровый сон
Каждый подросток уверен, что он в состоянии организовать свой день. Но статистика говорит ровно противоположное. Исследования, проведенные в США, показывают, что с каждым годом подростки спят все меньше[1]. В 2015 году около 40% старшеклассников спали менее семи часов. Подростков, которые спят недостаточно, стало на 68% больше, чем в 1991 году, и на 17% больше, чем в 2009-м.
Не сложно догадаться, что огромную роль здесь сыграли электронные устройства. Даже у взрослых использование гаджетов перед сном сбивает суточные режимы. Проблема связана с излучением от экрана[2]. Наш организм очень чутко реагирует на свет, и ему сложно делать резкий переход между режимом бодрствования и сна. Голубой компонент света экрана вводит наш организм в замешательство, сдвигает биологические часы и нарушает выработку меланина.
Люди, использующие смартфон перед сном, хуже засыпают и просыпаются менее бодрыми. У тех, кто читает перед сном бумажные книги, таких эффектов не наблюдается.
Укладывать подростка вечером спать — дело бесполезное. Можно попробовать будить его утром в положенное время, а вечером ограничить использование смартфонов как минимум за пару часов до отбоя. Если, конечно, хватит силы воли справиться с возмущением «я уже взрослого» человека. У нас эта борьба идет не первый год и успех обычно не на нашей стороне. Но мы стараемся. Например, для чтения подарили ей электронную книгу с экраном, работающим на отраженном свете (E-Ink). С нее и читать удобнее, и смартфон можно забрать.
Идея 2. Лето — не время для учебы!
Я помню, в институте мой сосед по общежитию честно хотел каждое лето начать как следует учиться. Уезжая домой на Алтай, он собирал чемодан учебников, которые хотел прочитать. Но, разумеется, все лето чемодан стоял неоткрытый. И это правильно — отдыхать тоже нужно. Тем более, российские дети тратят на учебу значительно больше времени, чем их европейские сверстники.
Количество не переходит в качество — по данным международного исследования PISA, наши подростки уступают в знаниях европейским сверстникам. Но если эти результаты не устраивают, нужно менять организацию учебы в школьный период, а не забивать учебой еще и лето. Ведь если мы не успели научить ребенка чему-то за девять школьных месяцев, то тем более не успеем сделать это за три летних.
Лето — это про отдых, а не про учебу. Летом учиться не надо.
Идея 3. Научить навыкам ведения хозяйства
Несмотря на нелюбовь к обязательным работам, подростки очень хотят доказать свою значимость. Хорошо научить их какому-то сложному делу: жарить мясо или шашлык, готовить суп, косить траву, заниматься домашней стиркой. Тут есть место и для нового статуса подростка (он делает то, чего не умеют другие), и для совместного времени с родителями (его нужно этому научить), и для развития ответственности (эти дела нужно делать регулярно). Здесь же и пространство для шантажа договоренностей по поводу гаджетов: если подросток делает больше дел по дому, то и прав у него больше. Главное стараться соблюдать старый принцип «утром деньги, вечером стулья».
Идея 4. Отправить гулять с друзьями в реальном мире
И в прежние эпохи подростки жаловались, что их никто не понимает. Сегодня же реального общения становится все меньше, а понять другого человека все сложнее. Мы смотрим на картинки в «Инстаграме», и кажется, что другие дети все время веселятся и лишь наше чадо целыми днями скучает дома.
Если мое поколение хотя бы успело начать общаться в реале, то сегодня дети изначально оказываются социально изолированы за экраном гаджета. Отделенность от других людей приводит к росту депрессивных состояний. Исследования показали, что у подростков, проводящих за экраном больше трех часов в день, значительно чаще возникают суицидальные мысли[3].
Детям помладше можно пригласить друзей к себе домой, но не факт, что такой вариант понравится подростку.
Подросшим детям важна отдельная от родителей жизнь. Поэтому помогите ребенку выбраться из дома, пойти гулять в парк или поиграть в футбол во дворе.
Возможно, нужно будет помочь с организацией прогулки, подкинуть денег на кафе/боулинг/выставку. Если друзей нет совсем — поискать подростковый клуб, группу общения по интересам, психологическую группу.
Важно искать баланс между желаниями подростка и необходимостью вытащить его из электронного мира. Идеальный вариант — при отправке из дома смартфон оставить дома. Иначе прогулка с друзьями превращается в совместное сидение в смартфонах. Впрочем, даже это лучше, чем сидеть в гаджете дома одному.
Нам пока удается ограничить смартфон на прогулках: вне дома у детей только кнопочные телефоны. Но сколько мы еще продержимся — непонятно.
Идея 5. Съездить куда-нибудь вдвоем на два-три дня
Наши подростки часто бывают колючими, но от этого они не перестают нуждаться в родителях. Хорошо, если есть возможность съездить куда-то вдвоем с подростком. При этом лучше больше слушать и меньше поучать. Слушайте, обнимайте, но советы давайте, только если попросит. И то очень аккуратно. И да, сказанное нельзя использовать против подростка позже, если речь не идет об уголовных преступлениях. А если и рассказывать ему что-то, то лучше пусть это будут правдивые истории из жизни знакомых. Кто как поступил и что из этого вышло. Без явной морали, чтобы подросток смог сам сделать свои выводы.
Если поездка удалась, то не ждите благодарности. Даже после удачного путешествия подросток может остаться недовольным и ворчать. Это не значит, что поездка ему не понравилась. Просто он регулярно в статусе «все сложно» и не всегда может тратить силы на поддержку родителей. Может, потом, пообщавшись с кем-то из сверстников, подросток неожиданно подойдет и обнимет: «Какие же вы у меня хорошие родители». А может, и нет.
Идея 6. Сходить вместе в музей
Угадать, что понравится подростку, совершенно невозможно. Мы с дочерью недавно случайно зашли в геологический музей около Красной площади. На мой взгляд, камушки как камушки. Ну, блестящие. А дочь была в полном восторге и зачитывала название каждого камня. Вот как можно было это предсказать заранее?
В крупных городах сейчас множество замечательных интерактивных музеев: экспериментариумы, исторические парки и многое другое.
И если карантин не внесет свои коррективы, то там можно очень интересно провести время. Но лучше выбирайте такой музей, где вам тоже будет интересно.
Кстати, в музейном деле дороже не значит лучше. В государственных музеях сегодня тоже много всего интересного.
Идея 7. Придумать совместную физическую активность
Физическая нагрузка — еще одна важнейшая часть нашей жизни. Не только детской, но и взрослой. И именно она обычно находится в запущенном состоянии. Вряд ли удастся исправить это за одно лето. Но даже небольшая активность раз в пару недель будет полезна и ребенку, и родителям. Особенно если заниматься спортом в удовольствие, а не до изнеможения.
Мне нравится кататься на велосипеде, кто-то любит ролики, другие ходят в походы или играют вместе в футбол. Найдите физическую активность, которая нравится и вам, и ребенку. Но не планируйте «начать новую жизнь с понедельника» — просто получайте удовольствие от спорта, пусть и изредка.
Идея 8. Посмотреть вместе крупный спортивный турнир
В школе я любил футбол и даже играл в него не только на компьютере. С поступлением в институт футбольная активность сошла на нет, и я даже перестал смотреть матчи. Но каково было мое удивление, когда на прошлом чемпионате мира дети потребовали смотреть игры вместе и болеть за наших.
После чемпионата мы забыли про футбол и только на днях обнаружили, что Евро-2020 начался в июне 2021 года (да, парадоксы коронавирусного мира). Дети снова безапелляционно заявили, что будут смотреть футбол. Видимо, их цепляет возможность попереживать за кого-то «своего», выразить эмоции, почувствовать свою причастность.
Если им нравится, то почему бы и нет. Тем более что такие турниры проходят обычно раз в два года.
Идея 9. Посмотреть фильм на английском с субтитрами
Современным детям сложно представить, сколько времени занимало у нас найти перевод слова в бумажном словаре. Теперь это делается в один клик. Изучение языка упростилось, но заставить себя учить язык все равно сложно.
А вот посмотреть фильм — это вызов знаниям подростка. Если знания языка не совсем на нулевом уровне, то субтитры помогут понять, о чем идет речь.
При желании можно найти сервис, где субтитры выводятся даже на двух языках, с возможностью мгновенно посмотреть перевод непонятного слова. Особенно интересно переводить песни, текст которых в оригинале может сильно отличаться от перевода.
Мы начинали с диснеевских мультфильмов, содержание которых знаем наизусть («Холодное сердце», «Моана»), часто оставляя только английские субтитры. Потом были простые мультики вроде «Кунг-фу Панды» или «Ледникового периода» уже без русских субтитров. Последними мы посмотрели «Шрека» и «Пиратов Карибского моря», но там язык сложнее, и дочь потребовала снова включить русские субтитры.
Главное, чтобы желание смотреть фильм было и у ребенка, и у родителя. Насильно приучить к прекрасному получится вряд ли.
Идея 10. Просто посмотрите вместе взрослый фильм или сериал
Если совсем не хочется заморачиваться, можно просто посмотреть вместе взрослый фильм. Взрослый в смысле обсуждаемых проблем, а не откровенного изображения. Удивительно, но моя дочь любит и аниме, и советскую классику, и современные фильмы. Под настроение она может просить пересмотреть фильмы Марка Захарова («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви»), попросить «что-нибудь с Андреем Мироновым» или что-то циничное вроде «Дня выборов», «Хвоста, виляющего собакой» или «Трои». Сейчас, например, мы с женой и старшими дочерями смотрим «Доктора Хауса».
Если у подростка будет желание, можно фильм обсудить. Но не надо навязывать мораль. Два-три повторения, и ваши советы улетят в папку «Спам». Больше подросток их слышать не будет.
Идея 11. Просто выпейте вместе чаю
Если сил совсем нет, а желание провести вместе время есть, то можно предложить вместе попить чаю или погрызть семечек. Возможно, ваш ребенок захочет заварить какой-то особенный чай или приготовит что-то, что нравится именно ему. Можно просто сидеть рядом, и при возможности — обнять подростка. Говорить при этом не обязательно. Если подросток захочет что-то рассказать, мы его послушаем. Но опять же без желания перевоспитать или исправить.
Помните ту историю у Антония Сурожского, когда человек просто заходил в храм и молча сидел? «Я на Него гляжу. Он глядит на меня, и мы так счастливы друг с другом». Жалко только, что это желание посидеть вместе у подростка обычно возникает после отбоя, когда нам уже давно пора ложиться спать.
***
Все перечисленное — это просто идеи, которые мы используем, чтобы занять свободное время подростка. Что-то у нас в семье получается лучше, что-то хуже.
Главное помнить, что подросток — это не тамагочи. Он не персонаж в ролевой игре, которого нужно срочно «прокачать».
Если очень хочется заняться прокачкой, то лучше обратить внимание на себя, а не переносить на ребенка собственные нереализованные ожидания.
Ребенка нужно просто любить и быть с ним рядом. Это не значит, что мы не должны ставить ему границ, требований и спрашивать результат. Наоборот, наша обязанность — давать ребенку не только любовь, но и правду. Правду о том, что в мире нужно трудиться и всю жизнь не удастся просидеть в телефоне.
Просто не нужно бить ребенка этой правдой по голове. Иногда ему действительно нужно просто отлежаться. В этом нет ничего плохого, особенно если удастся изолировать его на время отдыха от гаджетов. Именно гаджеты лишают подростка самого важного — возможности часами размышлять «ни о чем».
Впрочем, не будем слишком требовательны. Ваш покорный слуга в 12 лет практически не общался со сверстниками, кроме как в школе (мы жили на окраине). Летом я сидел дома у родителей или у бабушки. Естественно, целыми днями играя на компьютере. Мои познания в английском языке сводились к паре фраз из компьютерных игр (в школе я учил французский, который сегодня благополучно забыл). Дела по дому я не делал, спорта было мало, а излишнего веса — много. Было ли это моим бонусом? Нет. Стало ли это серьезным препятствием в моей жизни? Тоже нет.
Дети гораздо устойчивее, чем мы думаем. И мы можем позволить себе быть неидеальными родителями. Мы неидеально воспитываем неидеальных подростков в неидеальном мире. И нашим детям обязательно будет что рассказать о нас психотерапевту. И это нормально.
[1] J.M.Twengea Z. Krizanb G. Hislerb. Decreases in self-reported sleep duration among U.S. adolescents 2009–2015 and association with new media screen time. Sleep Medicin V.39 November 2019. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1389945717303507
[2] Chang AM, Aeschbach D, Duffy JF, Czeisler CA. Evening use of light-emitting eReaders negatively affects sleep, circadian timing, and next-morning alertness. Proc Natl Acad Sci U S A. 2015 Jan 27;112(4):1232-7. doi: 10.1073/pnas.1418490112.
[3] J.M. Twenge et al, Increases in Depressive Symptoms, Suicide-Related Outcomes, and Suicide Rates Among U.S. Adolescents After 2010 and Links to Increased New Media Screen Time. 2017