Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие слушатели, мы должны серьезно относиться к Посту. Серьезное отношение к Посту означает, прежде всего, что мы воспринимаем Пост на самом глубоком уровне нашего сознания, воспримем его как духовный призыв к нам лично, требующий от нас лично ответа, принятия определенного решения, планирования дальнейшей жизни, постоянного усилия.
Как нам известно, с этой именно целью Церковь установила подготовительные недели к Великому Посту. Это и есть время, уготованное для ответа, принятия решения и планирования.
И лучший и самый легкий способ достигнуть этого – последовать руководству Церкви, в виде хотя бы размышлений над пятью Евангельскими чтениями, которые предлагает нам Церковь в течение пяти недель, предшествующих Посту.
Это поучение о желании в рассказе о Закхее, о смирении в притче о мытаре и фарисее, о возвращении из изгнания в притче о блудном сыне, о страшном суде и о прощении.
Все эти Евангельские чтения надо не только прослушать в церкви, но принести их «домой», где я должен их сопоставить с моей жизнью, с моим семейным положением, моими профессиональными обязанностями, моей заботой о материальной стороне жизни, моим отношением к определенным людям, с которыми я живу и общаюсь.
Если к этим размышлениям прибавить молитву подготовительных недель к Посту: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» и 136-й псалом «На реках Вавилонских…», начинаешь понимать, что значит «жить вместе с Церковью», понимаешь, как богослужебные особенности украшают ежедневную жизнь.
Хорошо также во время Поста почитать книгу религиозного содержания. Смысл такого чтения – не только расширение нашего религиозного кругозора, но, в первую очередь, – очищение нашего ума от всего того, что его обычно засоряет.
Кажется просто невероятным, насколько наш ум заполнен и засорен всякого рода заботами, различного рода мирскими интересами, беспокойствами и различного рода впечатлениями, как трудно бывает во всем этом разобраться.
Чтение книги религиозного содержания заставляет наш ум сосредоточиться на чем-то совершенно отличном от обычного круга наших мыслей, создавая при этом другую умственную и духовную атмосферу.
Не надо принимать все только что сказанное, как готовые «рецепты» подготовки к Посту. Главное во всем этом подготовительном периоде – это то, что мы начинаем смотреть на Пост как бы издалека, как на что-то приближающееся с каждым днем к нам, как на что-то, возможно, посланное нам Самим Господом Богом, как на появившуюся перед нами возможность измениться, обновиться, углубиться.
Мы начинаем настолько серьезно относиться к этой возможности, что в день Прощеного Воскресенья, выходя из дома, чтобы идти к Вечерне, мы готовы будем со всей возможной для нас искренностью почувствовать и воспринять как свои собственные мысли слова Великого Прокимна, которые знаменуют начало Великого Поста:
«Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…»