Что главное в христианстве?
Что самое главное в христианстве? Естественно, самое главное в христианстве — это Христос, — Бог, Ставший ради нас Человеком, чтобы каждому из нас дать все, что есть у Бога.
И вот мы с вами слышали сегодня в Евангелии, что Бога не видел никто никогда, а только Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил всем Бога. В Ветхом Завете, до того, как Бог стал Человеком, люди обращались к Богу, но Его не видели. Никто, никогда, ни один. И те, о ком сказано, что они видели Бога, на самом деле видели, насколько это возможно видеть людям, Благодать Божию, Славу Божию, видели ангелов, но Бога не видели. Аврааму как мы помним, Господь являлся через какие-то образы. Моисей видел Бога в пламени Неопалимой Купины. Пророку Илие Господь являлся в дуновении ветра. Пророку Исаие Господь явился как бы сидящим на Престоле, но он не самого Бога видел, а лишь Его образ. Пророк Иезекииль видел величественное видение славы Божией. И никто из них не видел Бога лицом к Лицу. Наши прародители отпали, согрешили, -самих себя, свое удовольствие, свою значительность предпочли воле Божией, и через это они потеряли способность ощущать присутствие Божие, а через них потеряли ее и мы с вами.
Даже святой Иоанн Креститель, о котором Сам Господь Ветхом Завете был дан Закон через Моисея, где было четко и ясно написано, что обязательно нужно делать, а что делать запрещено. И люди по этому Закону и жили. Еще там были Пророки, и другие — те, кого мы почитаем наравне с Пророками, — такие люди, каким был, например, праведный Иов, которые сами жили и другим помогали жить выше, чем об этом сказано в Моисеевом Законе. Настолько выше, насколько человеческая совесть, человеческий дух может подниматься выше писаных правил, даже самых лучших. Но и эти люди, самые лучшие, самые чистые, самые праведные — они все равно ждали спасения и понимали, что главного-то у них еще нет. Господь сказал, что не было человека на земле из рожденных женами выше Иоанна Крестителя, — он тоже нуждался в Христе как в Спасителе. К нему приходят и говорят: «Ты Христос?» А святой Иоанн Предтеча отвечает им: «Нет. Я только иду перед Ним и указываю вам на Него».
И вот мы с вами стоим в этом храме, и у нас тоже есть свой закон, — одно обязательно, другого нельзя. Из книг, из Предания, и из самой жизни мы с вами знаем: вот это мы обязаны делать, вот этого мы делать не можем, а если и делаем, то должны перестать. Это есть, и так было, есть и будет, потому что наша с вами плоть и кровь устроена точно так же, как и у тех ветхозаветных людей. Если человек не знает, что он вот это обязан, а вот это ему запрещено, то все самые высокие духовные состояния очень быстро закончатся. Если мы с вами вчера были уверены, что пойдем за Христом куда угодно, — на край света и на любые испытания, — это не значит, что сегодня утром, встав от сна, мы будем в том же расположении духа. Но только, помимо этого «обязательно» и «нельзя», есть у нас и еще кое-что, чего не было у тех ветхозаветных людей. Это — возможность идти вслед за Христом, живым своим опытом приобщаясь к опыту тех, кто шли вслед за Ним при Его земной жизни. Потому что Бог стал Человеком, и Он был среди нас, и что мы Его с нами не видим, и что Он телесно здесь не присутствует, — это ничего не меняет. Он сказал, — другим сказал, и нам через них: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
И мы стараемся идти вслед за Ним со всеми нашими немощами, со всем нашим эгоцентризмом, со всею любовью к самим себе. И то понятно, потому что нельзя сразу шагнуть «из грязи в князи». Свои немощи, пока мы с ними боремся, нужно еще уметь и терпеть. Но только лишь бы мы не упускали из виду нашу главную цель. Все, что есть в Церкви, дано нам для того, чтобы мы с этим шли за Христом. Аминь.
12 апреля 2004 г.