Николай Десятниченко выступил в бундестаге в ходе Дня народной скорби в Германии, который призван напоминать о жертвах войн и государственного насилия. Мальчик приехал в Германию в составе российской группы учеников, которые вместе с немецкими школьниками работают над проектом о судьбах жертв Второй мировой войны с обеих сторон.
Во время своего выступления Николай рассказал о том, что изучил биографию одного из немецких солдат, который воевал под Сталинградом, а после попал в лагерь для военнопленных и «умер от тяжелых условий плена». Школьник отметил, что он посетил захоронения солдат вермахта вблизи Копейска в Челябинской области.
«Это чрезвычайно огорчило меня, поскольку я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не хотели воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой прадедушка — участник войны, потому что был тяжело ранен», — рассказал Николай с трибуны во время выступления.
Завершая свое выступление Николай выразил надежду, что «на всей земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн».
Свердловский блогер и общественный деятель Сергей Колясников направил в ФСБ, генпрокуратуру и администрацию президента обращение с просьбой «дать правовую оценку действия учащегося» и провести проверку гимназии, в которой он занимается. Блогер озаглавил свою жалобу «Реабилитация нацизма в Н.Уренгое».
С аналогичной просьбой дать правовую оценку выступлению намерена обратиться в Минобрнауки и председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина.
«Если есть хоть какое-то малейшее оправдание нацизма, то это возмутительный и отвратительный факт. Безусловно, в данной конкретной истории возникает большое количество вопросов в первую очередь именно к тем людям, которые помогали ему готовиться, выступить с речью. Куда смотрели педагоги и родители, которые допустили, что подросток усвоил информацию именно таким образом?» — заявила РИА «Новости» Елена Сутормина.
С просьбой к правительству Ямало-Ненецкого округа (ЯНАО) проверить учебную программу гимназии Нового Уренгоя, ученик которой выступил в бундестаге, обратился и комитет Совета Федерации по международным делам обратился
«Мы считаем такие выступления недопустимыми. Просим вас организовать проверку гимназии, включая учебную программу», — обратился к представителям властей региона первый замглавы международного комитета Совфеда Владимир Джабаров.
В свою очередь глава Нового Уренгоя Иван Костогриз заступился за ученика и призвал «руководствоваться здравым смыслом» при оценке его выступления, сообщается на сайте города.
«Николай Десятниченко поделился своими открытиями о том, что не все немцы хотели воевать, многие хотели просто жить мирно. Это ни в коем случае нельзя расценивать, как отношение мальчика к фашизму. Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей Земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых», — считает глава города.
Преподаватель немецкого языка из Новоуренгойской гимназии Людмила Кононенко также заступилась за гимназиста, пишет агентство SeverPress. Она попросила не травить ученика, а лучше полностью ознакомиться его докладом.
«Ни в коем случае гимназист не оправдывает действия фашистов. Цель траурного митинга в бундестаге — это сохранение памяти об ужасах и жертвах войны с обеих сторон», — сказала Людмила Кононенко.
По словам учительницы, «дети очень удивлены контексту обсуждений, потому что все члены делегации против фашизма».
Телеведущий Владимир Соловьев также призвал перестать травить школьника.
«По уренгойскому школьнику. Травить его не надо. Надо отвезти в Волгоград и в Питер. На Пискаревское кладбище ( ред. местом массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта). И спокойно все объяснить. И не только ему. А вот к его наставникам вопросы есть», — написал он в своем твиттере.
Мама школьника в интервью RT рассказала, что речь она готовила вместе с сыном, но организаторы попросили сократить ее.
«Выяснилось, что по регламенту нужно сократить речь до двух минут. Условием было рассказать о немецких солдатах, и сын сократил выступление сам, без моего участия. В итоге остались одни обрывки», — пояснила Оксана Десятиченко.
По мнению мамы мальчика, Николай не понял, что из-за сокращений смысл речи изменился. Женщина заявила, что ей самой «страшно читать, что получилось», однако она подчеркнула, что ее сын знает, кто победил в войне.
Член Общественной палаты РФ и президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская на своей странице в Facebook, в знак поддержки гимназиста из Нового Уренгоя, «который употребил неверное слово, пытаясь не совсем может ровно выразить простую мысль», процитировала воспоминания президента РФ Владимира Путина.
«…Но у них [родителей] не было ненависти к врагу, вот что удивительно. Я до сих пор не могу, честно говоря, этого до конца понять. Мама вообще была у меня человек очень мягкий, добрый… И она говорила: «Ну какая к этим солдатам может быть ненависть? Они простые люди и тоже погибали на войне». Это поразительно. Мы воспитывались на советских книгах, фильмах… И ненавидели. А вот у нее этого почему-то совсем не было. И ее слова я очень хорошо запомнил: «Ну что с них взять? Они такие же работяги, как и мы. Просто их гнали на фронт», — напоминает о словах президента.
Эта цитата из статьи Владимира Путина для журнала «Русский пионер», в которой он отмечает, что, несмотря на все ужасы войны, люди того времени в отличие от последующих поколений не испытывали ненависти к врагу.