Минас Монир — проживающий в Великобритании журналист, исследователь и писатель. Автор нескольких опубликованных богословских исследований, специализируется также по ситуации в Египте и политической теологии. В настоящее время — соискатель степени магистра искусств в Кембриджской Богословской Федерации и научный ассистент в Лондонской Школе Экономики.
Минас Монир делится своим видением британских беспорядков последних дней.
«Общество не просто пришло в расстройство, оно больно». Таковы были выразительные слова, произнесенные премьер-министром Соединенного Королевства Дэвидом Кэмероном по поводу ужасающих беспорядков, которые разразились в нескольких английских городах, включая Лондон.
Полагаю, что это признание представляет собой первое положительное действие, имевшее место после уличного разгула. Многие пытались привести разные объяснения, которые, увы, подчас служили прикрытием для настроения, склонного к оправданию совершенно обезумевшей уголовщины, сеющей страх, даже смерть, по всей стране.
Теории заговора, направленные против мнимой прослойки маргиналов внутри британского общества, не могут оценить по существу тот простой факт, на который ссылается Кэмерон – что само общество дало слабину.
В эти несколько дней английские улицы стали свидетелями симптомов недуга. Эти симптомы указывают на «нравственную проблему», как ее описывает Кэмерон; разъяренные люди, блуждающие по улицам ночью, штурмующие магазины, поджигающие дома, стреляющие и совершающие грабеж.
По большей части бузотеры – молодые люди, но сообщают и о значительном числе взрослых. Некоторые из подозреваемых были вполне обеспеченными людьми. Парень, работающий компьютерным администратором и графическим дизайнером, попал в объектив видеокамер безопасности в тот момент, когда грабил магазин музыкальных записей.
Кэмерон продолжает: «Имеются в нашем обществе ячейки, которые не просто в расстройстве, но серьезно поражены болезнью. Некоторые сегменты нашего общества напрочь потеряли ответственность, людям позволено думать, что мир им что-то должен». Причины этой нравственной проблемы коренятся в самой культурной сердцевине английского общества.
Оно инфицировано разными пороками модерна и постмодерна, которые откинули его от своей идентичности и принципиальных основ. Люди не могут жить без собственных ценностей и принципов. Когда у них происходит утрата ценностей, то провалы в сознании заполняют альтернативные реальности непредсказуемого характера.
Последствия просвещенческого деизма в науке об обществе при сопутствии социал-дарвинизма и, со временем, размывание чувства различения добра и зла в постмодернизме, привели к утрате понимания природы общественной жизни у людей.
Воплощением этого сдвига в понимании общества стало агрессивное поведение людей, у которых нравственные принципы потеснены в угоду потребительству или к тому, что и получило сейчас название «лавочного бунта». Этот примат потребительства определяет поведение, обусловленное «уходом от ценностей общинности, духовности и чести к соперничеству, материализму и разобщенности», как утверждает Мэдлайн Ливайн, американский психолог, специалист по поведению, склонному к насилию.
Но что это за утраченные ценности? История не умалчивает о том, что опорным хребтом британской культуры и идентичности были христианские ценности. Когда в британскую культуру стал с конца XVII века проникать просвещенческий деизм, произошло отторжение христианского самосознания под воздействием неявно признанного сциентистского мифа, как его определяет оксфордский историк науки Аллан Чэпмен. По выражению Фейербаха, человек стал тем, что он употребляет в пищу. Отступление христианства имело место в школе, публичной речи и в общественных учреждениях, даже в тех, которые носили имя Иисуса и святых.
В 2008 г. Майкл Назир-али, епископ Рочестера, заявил, что упадок христианских ценностей разрушает «англичанство» и образует «нравственный вакуум». Он добавляет, что Британия «подпала под власть доктрины о “бесконечных поблажках”, которая приводит к разрушению семейной жизни наряду с возрастанием уровня потребления наркотиков, пьянства и безмозглой страсти к насилию». Этот нравственный вакуум способны заполнить различные отклонения, в соответствии со всем спектром пороков, от инстинктивной агрессии до радикального идеологического фанатизма. Всю эту расцветку опустошительного бескультурья Британия увидела: от лавочного бунта до террористического самоподрыва в Лондоне, осуществленного исламистами.
В то же время христианская культура, которая, очевидно, есть сердцевина британской цивилизации, в публичном пространстве притеснена. Предвосхищая обветшавший довод, который связывает христианскую культуру с институциональной Церковью, приводимый с целью оправдания нападок на христианство, спросим: как могли бы идти события, если бы люди были просвещены Иисусовой вестью?
Что если бы молодых людей учили о несении креста в кризисный момент и о молитвенной практике в тяжкую минуту жизни? Детей в школе можно просвещать о притчах Христа и о том, как Он сталкивался с разными людскими жизненными случаями – что стало высочайшим образцом человеческого поведения. Усыновленность у Бога, чувство общей ответственности, способность бескорыстного прощения, святость жизни и личное достоинство составляют те ценности, которые можно противопоставить самолюбивому индивидуализму, позорной животной жизни и радикальным идеологиям.
Вместо упадочной беспочвенной этики простого сосуществования, мы можем выдвинуть исторически правильно обоснованные ценности, предложенные Человеком, который воплотил в Себе Царство Божие. Он призвал к Себе блудницу, мытаря и всех отверженцев к единой трапезе с Богом для того, чтобы преобразить весь мир, включая его общественное устройство. Поэтому Он был для них настоящим Владыкой-Господом в противовес римскому господину-кесарю, который и обусловил существование этих классов, оттесненных на социальную обочину.
Я искренне призываю Дэвида Кэмерона, который ищет «корневую причину этой безумной эгоистичности», серьезно прислушаться к призывам предпринять должные меры для защиты британской идентичности и ее христианских ценностей для того, чтобы оздоровить общественную жизнь в Соединенном Королевстве.
Недавно я читал об интересном объяснении происхождения известнейшего английского гимна «Иерусалим». Уильям Блэйк, автор поэмы начала XIX века, представил сюжет знаменитой английской легенды о кратковременном пришествии Иисуса так, что оно воздвигнет в Англии небо, Иерусалим, вместо «мрачных сатанинских мельниц» промышленной революции. Занимательно, не правда ли?
Перевод с английского What do Britons Really Need? Сергея Акишина специально для портала «Правмир».
Читайте также: