Говорите с детьми о том, что им интересно
Родительская поддержка очень важна. Но — смотря какая. Если родитель включается, разделяет интерес подростка, помогает развивать его — это хорошо сказывается и на выборе, на дальнейшей успешности, удовлетворенности жизнью в дальнейшем.
Иногда родитель включается иначе: «Давай ты будешь программистом — отличная профессия, смотри, сколько они зарабатывают!» Если он педалирует свой выбор, настаивает, то он перекрывает этот источник энергии, снова найти к нему путь будет сложнее.
Когда у ребенка уже есть признаки апатии — ничего не интересно, — родителю стоит держать себя в руках. И не переборщить с предложениями. А наоборот, стараться огоньки раздувать, искорки маленькие. <…>
Достаточно часто мы сталкиваемся с подростком, который не может ответить на вопрос, что ему интересно. Потому что он не очень-то умеет про себя думать, анализировать себя. В этом родитель может помочь, задавая вопросы, обращая внимание ребенка на то, что у него получается хорошо, за что он берется с удовольствием.
Мы также должны рассказать ребенку, из чего он может выбирать. Кругозор в мире профессий есть не у всех взрослых. Это то, что придется нарастить, чтобы выбор сделать. Узнать о разных профессиях, а потом еще и понять, как проложить путь к профессии, какой вуз выбрать, какие экзамены сдать.
Доверьте делать выбор каждый день
«Что ты хочешь надеть?» «Какой мультик мы посмотрим?» «Что будешь есть на ужин?» Мы начинаем с ребенком обсуждать эти вопросы. Пошел в кружок: «Тебе там понравилось? У тебя это хорошо получается! А это — не очень хорошо, хочешь развивать, давай попробуем…» Поощрять внимательное отношение к своему выбору.
Как бывает? Что на ужин — мама решила, что надеть — бабушка решила, что учить в школе — школа решила. Кружки — все на них ходят, значит, ты тоже пойдешь. Практически нет моментов, когда ребенок делает хоть какой-то значимый выбор. У него нет возможности задуматься, отрефлексировать выбор, пересмотреть его.
Может быть, это непросто — сменить кружок, если ты захотел. Но это же проще, чем работу потом менять или даже профессию.
Стоит учить ребенка рефлексировать, думать: «Насколько мне это подходит? Комфортно ли мне в этом?» <…>
Для нас, как для родителей, значительно важнее не предложить ребенку конкретную профессию, не назначить экзамены, а научить его переживать опыт выбора, сомнений и принятия решения. Научить управлять своей жизнью.
Научите главному — адаптироваться к меняющемуся миру
Сегодня мы говорим уже не о выборе профессии, а о построении карьеры. Каждый человек пишет свой карьерный сценарий. Какой будет идеальным для него? Тот, который человеку подходит, в котором ему хорошо, он блистает. И двух одинаковых идеальных сценариев для разных людей быть не может.
У двух взрослых людей на одной должности был разный путь и к ней, и к профессии. Каждый из них писал свой сценарий. Кому-то было хорошо в нем, потому что он сам выбирал. Уходил оттуда, где ему плохо, искал новое место. А кто-то — так получилось — не был счастлив ни одного дня на протяжении этого сценария. Делал все просто потому, что надо.
Мы желаем подростку, чтобы он умел адаптироваться к обстоятельствам, использовать разнообразные возможности для себя, своих интересов, целей и нужд. Чтобы он мог создавать свой карьерный сценарий.
И эти навыки проще всего тренируются, пока ребенок еще маленький, он еще дома и большой мир его не обижает, не обрушивается на него. Пока мы еще можем его сопровождать, помогать ему.
Инкубатор, который родители могут создать в доме, бесценен, больше нигде этого не происходит. Школа не дает такой возможности. У нее другие задачи. Информационное пространство ребенка тоже наполнено не этим. Друзья, соцсети, развлечения — тоже не про карьерные сценарии.
Возможность выбора для себя, пересмотра решения, его изменения, создание идеальной для себя жизни и условий — это опыт, который ребенок может получить только в семье. Он даст ему большие преимущества в дальнейшей карьере. Чему мы его научим: как подстраиваться под обстоятельства или как управлять обстоятельствами и менять их для своего счастья?