Российским пенсионерам не оставили времени пожить на пенсии
Один из главных аргументов противников повышения пенсионного возраста – короткая ожидаемая продолжительность жизни в России. Для мужчин, появившихся на свет в 1963-1964 годах (первое поколение, которое уйдет на пенсию полностью по новым правилам: 65 лет для мужчин и 63 года для женщин), ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет около 64,44 года. Это значит, что большая часть этого поколения, скорее всего, просто не доживет до пенсионных выплат.
Женщины, появившиеся на свет в начале 70-х годов, находятся в чуть лучшем положении: они смогут прожить на пенсии около 10 лет – ожидаемая продолжительность жизни первого женского «пореформенного» поколения 1971-1972 годов рождения – 73,6 года.
В других странах время пенсионного отдыха намного больше. Например, в Японии, где пенсионный возраст в зависимости от разных условий колеблется от 65 до 70 лет (один из самых высоких в мире), ожидаемая продолжительность жизни составляет 80,7 лет для мужчин и 87,9 лет для женщин. Это дает около 15-25 «пенсионных» лет. В США (пенсионный возраст 65-67 лет) оставивший работу пожилой человек может рассчитывать на 10-15 лет отдыха (ожидаемая продолжительность жизни – 76,5 лет у мужчин и 81,2 года у женщин). В Германии (пенсионный возраст к 2029 году повысится до 67 лет у мужчин и 65 лет у женщин) ожидаемая продолжительность жизни составляет 78,1 для мужчин и 83,6 для женщин – 11 и 18 «пенсионных» лет соответственно.
Россия уступает развитым странам и по другому статистическому показателю – возрасту дожития. По мнению социолога Оксаны Синявской, на показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении сильно влияет «драматическая особенность России» – высокая мужская смертность в возрасте экономической активности 40-60 лет. Тем же мужчинам, кто сумел перебраться через 65-летний рубеж, исследователи отводят еще около 11,7 лет жизни. Однако и этот срок в России на 5,7 лет меньше, чем в Германии, на 6,5 лет – чем во Франции и на 5,4 года – чем в США.
Повышение пенсионного возраста происходит в режиме «шоковой терапии»
Российское правительство решило провести повышение пенсионного возраста в темпе блицкрига. С момента объявления параметров реформы до ее начала пройдет лишь год.
Люди, которые первыми попадут под действие новых правил, почти не имеют возможности подготовиться к изменениям. Нынешним 58-летним мужчинам и 53-летним женщинам просто объявили, что им придется поработать дополнительный год.
Для сравнения, в Германии власти анонсировали повышение пенсионного возраста еще в 2006 году. А сама реформа началась лишь шесть лет спустя – в 2012 году. Будущим пенсионерам дали время, чтобы пересмотреть свои планы на будущее и создать подушку безопасности. Кроме того, повышение пенсионного возраста на два года происходит поэтапно – за 17 лет или по одному-два месяца повышения в год. В России реформа пройдет втрое быстрее.
Реформа стартовала без общественного обсуждения
Российскую реформу пенсионного возраста чиновники подготовили кулуарно и поставили депутатов Госдумы, профсоюзы и экспертное сообщество, а самое главное – будущих пенсионеров, перед фактом. Об альтернативных сценариях (например, Минтруда предлагало повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин или до 62 лет для мужчин и 60 лет для женщин) общественность могла узнать лишь от анонимных источников СМИ.
При этом против реформы выступают 92% граждан России, профсоюзы и все «системные» оппозиционные партии в Госдуме. Фактически обсуждение необходимости и параметров реформы началось уже после того, как правительство внесло законопроект в парламент.
Как правило, в других странах подобные реформы оказываются результатом длительной дискуссии и хрупкого консенсуса между заинтересованными сторонами. Немецкую реформу 2006 года предложило сформированное на выборах коалиционное правительство. Выборы президента Польши в 2015 году тоже стали площадкой для дискуссии о будущем пенсионной системы, а победивший на них Анджей Дуда решил, наоборот, снизить возраст пенсионеров.
Из-за отсутствия публичного обсуждения не ясно, были ли альтернативы у повышения пенсионного возраста в России. В 2013 году французский президент Франсуа Олланд, столкнувшись с протестами профсоюзов, был вынужден заменить задуманное повышение пенсионного возраста на постепенный рост налоговой нагрузки на работодателей. Сохранив в неприкосновенности пенсионный возраст в 62 года, французские власти все-таки нашли «теневой» способ оттянуть время выхода на отдых поколения 70-х годов – они увеличили стаж, необходимый для получения полной пенсии.
Повышение пенсионного возраста не решает проблему зависимости пожилых людей от государства
Кто, когда и сколько будет получать на пенсии, в России определяет только государство. Несмотря на то, что реформы в пенсионной системе продолжаются более полутора десятилетий, сформировать систему накопительной пенсии властям так и не удалось. Последняя попытка разделить страховую и накопительную пенсию, предпринятая в 2013 году, завершилась введением моратория на формирование накоплений уже год спустя. «Заморозка» накопительной пенсии (фактически эти деньги выплачиваются нынешним пенсионерам) продолжается уже четвертый год.
Во многих странах пенсионная система основывается на концепции нескольких «карманов», из которых формируется будущая пенсия. Например, в Великобритании помимо гарантированной государственной социальной выплаты пенсионер может рассчитывать на добавку к пенсии, исходя из размера последней зарплаты и выплаты по пенсионному вкладу, который он формирует самостоятельно. При этом в предпенсионном возрасте четверть вклада можно потратить по своему разумению, не дожидаясь начала выплат.
В США первые накопительные пенсионные фонды появились в конце XIX века, а с 1974 года действует специальное законодательство о добровольном пенсионном обеспечении. Крупные компании предлагают своим сотрудникам долгосрочные пенсионные планы (это считается одним из способов повышения лояльности сотрудников). Через несколько лет после выхода на пенсию вкладчик может снять всю сумму. Эта система действует параллельно с выплатами от государства.
Российские социальные реформы часто не доводятся до конца
Еще один повод отнестись с недоверием к нововведениям правительства – непоследовательность государственной социальной политики. С 2000 года российские власти проводят крупные реформы в этой сфере в среднем раз в четыре-пять лет. Лишь 10 лет просуществовал в России единый социальный налог (ЕСН), взимавшийся для финансирования пенсий и других социальных выплат и замененный в 2010 году выплатами страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. К 2018 году «социальная» нагрузка на работодателей выросла с 26% от фонда оплаты труда при ЕСН до 30% совокупных страховых взносов, а правительство время от времени возвращается к идее ЕСН и отказу от страховой модели социальной сферы.
В середине 2000-х годов по российским льготникам и пенсионерам больно ударила монетизация – перевод в денежную форму гарантированных федеральным правительством или регионами льгот (например, на бесплатный проезд или дорогостоящие лекарства). Противостояние между льготниками и чиновниками продолжалось несколько лет, и лишь благоприятная экономическая конъюнктура «нулевых» годов и частичная демонетизация льгот (например, транспортных – в некоторых регионах) позволили властям сохранить лицо.
Почти 15 лет – с 2004 года – власти пытались создать в России накопительную пенсионную систему. Реформа 2013 года привела к появлению «серых» негосударственных пенсионных фондов и мошенническим схемам перевода пенсионеров в НПФ.
Одновременно в 2015 году государство попыталось внедрить систему «пенсионных баллов» – индивидуальных пенсионных коэффициентов (их «стоимость» в пенсионных рублях перерассчитывается каждый год) для расчета страховой пенсии, но и она, судя по всему, проживет недолго. На фоне старта кампании по повышению пенсионного возраста социальный вице-премьер Татьяна Голикова заявила о возможной отмене балльной системы. Не исключено, что похожая судьба может ждать и нынешний вариант «возрастной» реформы.
Российская пенсионная система не соответствует международным стандартам
Одновременно с проектом пенсионной реформы правительство внесло в Госдуму еще один документ – конвенцию Международной организации труда (МОТ) о минимальных нормах социального обеспечения. Среди прочего она обязывает страны-участницы установить средний размер пенсии не менее 40% от среднего заработка по стране и не повышать пенсионный возраст выше 65 лет (или «такого старшего возраста, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране»).
МОТ приняла этот документ еще в 1952 году, с тех пор его ратифицировали 55 стран, в том числе большинство европейских государств, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия и Украина. До нынешнего времени у России не было возможности обеспечить минимальные стандарты, предусмотренные конвенцией. В апреле 2018 года средняя пенсия в России составила 13 317 рублей – лишь 30,5% от средней зарплаты (43 550 рублей). В европейских странах коэффициент замещения утраченного заработка (то есть отношение пенсии к зарплате) значительно выше 50%: в Нидерландах он равен 88%, в Германии – 70%, во Франции – 68%.
Российское правительство решило добиться улучшения жизни пенсионеров самым простым путем – сократив число людей, имеющих право на пенсионные выплаты.