Что сделать Великим постом в семье и жизни?
Источник: shmeman.ru
Протопресвитер Александр Шмеман – выдающийся проповедник и богослов, один из известнейших священников XX века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Представляем вашему вниманию беседу из цикла передач на радио «Свобода», посвященных подготовке к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие слушатели, мы посещаем церковные службы, постимся и молимся в определенное время, но всем этим мы еще не исчерпываем постного подвига. Для того, чтобы все это было действенным и плодотворным, требуется поддерживать его всей нашей жизнью. Иными словами, нужно вести такой образ жизни, который не был бы противоположностью посту, не раздваивал бы наше существование. В прежние времена в православных странах великопостная атмосфера жизни создавалась самим обществом, через совокупность обычаев и навыков, как личных, так и коллективных, создававших то, что так хорошо выражается русским словом «быт». В течение Великого Поста все общество подчинялось известному ритму жизни, правилам, которые постоянно напоминали отдельным членам этого общества о Великом Посте. В России постоянно напоминал об этом великопостный звон церковных колоколов; театры были закрыты и прекращались великосветские приемы во дворцах. Сами по себе эти внешние правила не могли возбудить в человеке покаяния и направить его на более активную религиозную жизнь. Но создавалась известная великопостная атмосфера, которая облегчала личное, индивидуальное усилие. Мы слабы, нам необходимы внешние напоминания, символы и знаки. Конечно, всегда есть опасность, что эти внешние символы могут быть сочтены как уже совершенное и достаточное соблюдение поста и, вместо того, чтобы напоминать о нем, могут в общественном мнении заменить сам смысл и значение Великого Поста. Однако, при правильном подходе, видишь, что эти обычаи являются как бы передаточным ремнем, соединяющим духовный подвиг со всей совокупностью жизни.
Мы не живем в православном обществе, и поэтому общественная жизнь в наши дни не может создать великопостной атмосферы. Окружающий нас мир не изменяется Великим Постом. Поэтому от нас требуется еще новое, добавочное усилие, необходимость еще раз обдумать религиозную связь между внешней и внутренней жизнью. Духовная трагедия секуляризма, обмирщенность нашей цивилизации в том, что они вталкивают нас в подлинную религиозную шизофрению: деление жизни на две части — религиозную и светскую, без какой-либо связи между ними. В наши дни для замены внешних символов и напоминаний требуется особенное духовное усилие. Схематически это усилие можно рассматривать в двух планах: во-первых, по отношению к нашей домашней жизни и, во-вторых, по отношению к жизни нашей вне дома.
В православном мировоззрении домашняя жизнь и семья составляют основу христианской жизни и применение христианских принципов в ежедневном быту. Основы христианского мировоззрения закладываются в нас именно дома, в быте и духе семейной жизни. Не в школе, даже не в церкви, а в семье образуется то мировоззрение, которое вначале может быть даже бессознательным, но которое, в конце концов, становится решающим фактором всей нашей жизни. Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» Достоевского говорит: «… ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства. Этими воспоминаниями спасен человек на всю жизнь». Очень важно, что Зосима говорит это, вспоминая, как мать водила его к Литургии Преждеосвященных Даров, вспоминая красоту этой службы, неподражаемую красоту великопостного напева «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою…» В церковных школах, где они существуют, проводится замечательная работа в области религиозного образования детей; но и она очень мало что может сделать без домашней основы этого образования. Что же должно и может быть сделано Великим Постом в семье и доме?
Без всякого сомнения, все согласятся с тем, что весь семейный образ жизни радикально изменился под влиянием радио и телевидения. Эта передача новостей со всего мира проникает во всю нашу жизнь. Не нужно никуда выходить или выезжать, чтобы знать, что делается на свете. Весь мир постоянно у нас на глазах, для этого не надо выходить из дому. Но это приводит к исчезновению опыта в нахождении своего внутреннего мира, красота существования которого просто исчезает из современной культуры. Там, где этого не делает телевидение, его место заполняет музыка. Музыку не только слушают, она превращается в какой-то музыкальный фон разговоров, чтения, занятий и т. д. Эта необходимость в постоянном слушании музыки показывает неспособность современного человека наслаждаться тишиной, воспринимать ее не как что-то отрицательное, как полную пустоту, а как условие для обретения самого подлинного в нашей жизни.
Если христиане прежних времен жили по большей части в мире тишины и молчания, дававших им возможность полностью сосредоточиться на внутренней жизни, то современные христиане должны делать особые усилия, чтобы восстановить ту атмосферу существенно нужного молчания и тишины, необходимых для соприкосновения с потусторонним миром. Таким образом, проблема радио и телевидения — это не побочный вопрос, а в каком-то смысле вопрос духовной жизни и смерти. Надо понять, что невозможно делить жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно подавляет другое. При этом более вероятно, что модный фильм скорее одолевает светлую печаль Поста, и наоборот, обратное может произойти только с приложением особых усилий. Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное сокращение радио и телевидения во время Поста. В данном случае мы не смеем предложить совершенный пост, т.е. полное воздержание, но хотя бы аскетический, т.е. максимально возможное воздержание от этой привычки. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать слушать новости или серьезные передачи, обогащающие нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено — это так называемая прикованность к телевизору, растительное существование человека в кресле, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают. Когда я был ребенком (а это было время до появления телевидения), моя мать обычно запирала рояль на первой, четвертой и седьмой неделе Великого Поста. Это сохранилось в моей памяти ярче, чем длинные великопостные богослужения, и даже теперь, когда я слышу Постом по радио музыку, это оскорбляет меня как кощунство. Это личное воспоминание служит только иллюстрацией того, какое впечатление производит в детской душе внешнее решение, сознательно принятое взрослыми. Речь идет не просто об отдельном обычае или правиле, но о живом опыте, оберегающем время Великого Поста, о котором надо все время помнить, чтобы не утерять, не исказить и не нарушить его. Здесь так же, как и при употреблении постной пищи, одно воздержание недостаточно: оно должно иметь свой положительный противовес.
Великопостная тишина, созданная отсутствием светского шума и нарушаемая только допустимым слушанием новостей, должна быть заполнена положительным содержанием. Душа наша питается молитвой, но разум наш тоже нуждается в пище; именно разум современного человека подвержен непрестанной долбежке средств массовой информации. Поэтому мы тоже предлагаем добавить умственное усилие к чисто духовному. В повседневной жизни мы пренебрегаем столькими шедеврами, столькими замечательными плодами человеческой мысли, воображения и творчества только потому, что гораздо легче и проще, вернувшись с работы домой, уставши физически и умственно, включить телевизор или погрузиться в совершенную пустоту иллюстрированного журнала. Вместо этого следовало бы заранее составить себе программу на время Великого Поста. Составить список полезных книг, которые надо было бы прочитать. Нет необходимости, чтобы все эти книги были религиозного содержания. Не все люди призваны быть богословами. Но, в то же время, в лучших произведениях литературы заложено столько богословских мыслей, а все, что обогащает наш разум, всякий плод настоящего творчества благословляется Церковью и, правильно воспринимаемое, приобретает духовную ценность. Мы помним, что четвертое и пятое воскресенья Великого Поста посвящены памяти двух великих учителей христианской духовной жизни: святого Иоанна Лествичника и преподобной Марии Египетской. Надо понять, что в образе этих двух святых Церковь явно указывает нам, что то, чего она ждет от нас Постом, – это обогащение нашего духовного и умственного внутреннего мира. Чтение и духовное размышление могут помочь нам обрести этот внутренний мир и его радость. Современный секулярный мир не дает нам вкусить этой радости, настоящего призвания человека, проявляющегося во внутреннем, а не во внешнем мире; но без этой радости, без понимания Великого Поста как пути в глубину нашего человеческого существа, Великий Пост теряет свое значение.
Это была беседа, посвященная подготовке к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.