Что сказать детям 1 сентября о Боге? На этот вопрос знают ответ в Трире, немецком городе, в котором живёт Эльвира Китнис — автор этой статьи.
Европа — «загнивающий Запад», бездуховность и секулярность общества? Небезосновательно. Однако, Европа очень разнообразна.
Трир — город, в котором мы живем и работаем, исторически является местом, где со времен катакомбной Церкви (II в.), расположена древнейшая епископская кафедра. В этом городе Св. Константину было явлено чудесное видение Креста на небе, послужившее духовным импульсом к изменению хода церковной истории. Отсюда Св. Царица Елена направилась в паломничество на Святую Землю и обрела там Животворящий Крест и Хитон Господа (высокое паломничество к которому будет весной 2011 года).
Жители города — большей частью католики, как можно наблюдать со стороны — христианство здесь живое. Есть в городе и православный приход Св. 40 мучеников Севастийских, возглавляемый иереем Вадимом Карпенко. Община живет своей полноценной жизнью, помогая не потерять корни православным эмигрантам и их детям из пространства бывшего Советского Союза.
Но сегодня не об этом. Мы расскажем о том, как прошел этот день у детишек Трира, тем более, «первое сентября» здесь пришлось на 8 августа, каникулы у немцев коротки — всего полтора месяца, особенно не забалуешь.
Шестилетний сынишка наших друзей, взяв в руки огромный, разукрашенный своими руками традиционный кулек со сладостями и, нацепив непривычный ранец, пошел в школу. Была встреча с учителями, традиционное знакомство детей, а кроме того, в школу пришел католический священник. Одет он был необычно. Особенно необычной была епитрахиль, расшитая замечательными аппликациям — яркими, красочными, доступными для восприятия ребенка христианскими символами: рыбами, виноградом, лозой, хлебом и чашей.
После знакомства священник сказал: «Дорогие дети, я принес вам подарки». В правой руке пастора был небольшой, загадочный мешочек.
«Попробуйте угадать, что в этом мешочке».
Дети стали делать предположения, конечно же, неверные.
Священник достал из мешка обычный надувной шарик и на глазах у детей надул его. Показал детям и сказал:
«Посмотрите, я надул его воздухом. Воздух — это то, чем мы дышим, и то, что окружает нас. Он повсюду, но мы его не видим. Однако, посмотрите, я надул воздухом шарик, который у меня в руке, и теперь у нас есть шар! Господь незримо обитает всюду. И то, что мы не видим Его, не значит, что Его нет. Он повсюду среди нас».
Такой короткий, простой и понятный пример запомнится детям 6-7 летнего возраста на всю жизнь.
Кстати, уроки религии преподаются во всех школах Германии. Помню рассказ девочки, ученицы 6 класса, о сложном домашнем задании по этому предмету. Нужно было ответить на вопрос, как называлась молитва, которой Пресвятая Богородица обращалась ко Господу. Девочка была православная и молитву эту знала. «Величит душа моя Господа…» Но немногие, даже музыканты, знают, что на латынь это переводится как Магнификат. Почти все мы учились в музыкальных школах и знаем это как некую музыкальную форму. То, что речь идет о молитве Божией Матери, не всегда говорят на наших уроках музыковедения.
Нашей дочери уже в пятом классе рассказывали историю обретения знаменитых Кумранских свитков, которые в середине XX века послужили научным доказательством историчности книг Ветхого Завета. Сейчас, в 12 классе, у них преподают сравнительное богословие – это анализ дохристианских религий и попытка привить школьникам понимание того, что принесло миру христианство.
Эльвира Китнис