Иллюзия, которую создает кредитная карта
Авва Евагрий Понтийский, подвизавшийся в Египте в IV веке, описал исходную точку греха как logismos, то есть интеллектуальную деятельность. Речь, конечно, не идет об интеллектуальной деятельности вообще, а о помыслах — обладающих такой мощной силой, что человек под их воздействием начинает принимать решения, противоречащие Божиим заповедям. «Демоны, — объясняет авва Евагрий, — борют нас тем, что присутствует». Присутствующее, или pragmata — это материальное, контакт с которым порождает страсти. И в современном мире нет, пожалуй, лучшего примера, чем кредитная карта — создающая иллюзию доступности всего того, что с ее помощью можно купить.
Стоит задуматься над словами аввы Евагрия! Ведь почти все мы используем деньги, исходя из собственных переживаний и чувств. Когда человек счастлив, он с удовольствием балует себя и близких приятными покупками. А когда на сердце грустно — хочется утешения, новых впечатлений, радости; отсюда и дополнительные траты.
Деньги часто используются и как инструмент контроля, манипуляции — ведь с помощью подарков великолепно создается иллюзия любви.
И как настоящее оружие — причем в абсолютно повседневной ситуации.
Очень хорошо это видно на примере семей, где денежные средства сосредоточены в руках только одного из супругов. Любую ссору или обиду можно легко загладить, преподнеся пострадавшей стороне небольшой подарок, но часто это дает лишь временный эффект, приводя в дальнейшем к гораздо более печальным последствиям для обоих.
Если заработал, почему не потратить?
Большинство из нас воспринимает пресловутое богатство не совсем адекватно. Возможно, это идет еще из детства, когда «у кого родители крутые — тот и прав». Богатый человек для нас почему-то всегда сильнее, умнее и, главное, успешнее. Такое искаженное восприятие подсознательно мешает выстроить правильное отношение к деньгам как к Божьему дару, а к себе — как хранителям этого ценного дара. Отсюда и превращение денег из результата в самоцель.
Деньги не зависят от нас — ведь не мы их создаем. Их посылает Бог. Как учит Второзаконие, «…но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим» (Втор.8:18). Без Бога у нас не было бы ничего, и потому то, чем мы обладаем, на самом деле принадлежит Ему. К сожалению, сегодня об этом практически никто не помнит.
Почему одни люди легко расстаются с деньгами, а другие — нет? Чаще всего ответ один: это — страх. Большинство людей не верят, что Бог о них позаботится; они думают, что контролируют всё сами, и потому боятся упустить из рук главный инструмент контроля — деньги. Одно дело — рассуждать о Боге, говорить правильные слова, и совсем другое — когда дело касается твоей банковской карточки. Страх, и еще раз — страх. А поскольку любой страх возникает тогда, когда нет доверия к Богу, его можно преодолеть только с помощью искренней, честной исповеди.
Неужели исповедь поможет?
Деньги не так безопасны, как нам кажется. Например, если задолженность по кредиту превышает определенную сумму, то к человеку могут быть применены достаточно жесткие штрафные санкции. А когда живешь в кредит (как большинство из нас, американцев), эта опасность становится весьма реальной. Мы тратим больше, чем зарабатываем — и сегодня это выглядит совершенно естественно, ведь любая проблема решается с помощью кредитной карты. С каждым годом наличные деньги используются всё реже и согрешить бездумной тратой, превышающей заработок, становится всё проще и проще.
Нет волшебной таблетки, которая «вылечит» от долгов. Для этого требуется волевое усилие и твердая вера в то, что лучше жить иначе.
Вспомним Марию Египетскую, прожившую в пустыне сорок лет после покаянной исповеди! Человеку, бездумно лишившемуся своих денег, также нужно понимать, что восстановление займет не один день. Поэтому денежные вопросы должны обсуждаться внутри семьи честно, открыто — даже в присутствии детей. Это тот самый случай, когда тайна — скорее зло, чем благо. Мы ведь не стесняемся говорить при детях о Боге! Почему же деньги непременно должны быть каким-то секретом?
Если вы как-то неправильно распорядились деньгами или, по собственному ощущению, совершили «финансовый» грех, в первую очередь нужно исповедаться. Поверьте, вам станет гораздо легче. А затем следует составить подробный, четкий план исправления ситуации, не забывая, что на это может потребоваться много лет.
Как понять, что совершил «денежный» грех?
Просто задайте себе несколько вопросов:
- Я с умом трачу деньги?
- Я жертвую на храм?
- Я советуюсь по денежным вопросам с женой и детьми?
- Я взял кредит на то, что действительно мне необходимо?
- Я дорожу теми средствами, что посылает мне Бог?
Как видите, каждый из этих вопросов начинается со слова «я». Человек задает их сам себе. И это не случайно: наше спасение зависит только от нас самих, и бесполезно здесь перекладывать ответственность на кого-то другого.
Желая стяжать благодать Духа Святого, нужно жить, угождая Богу во всем. И денежные средства здесь не исключение. Они — неотделимы от того, кто мы есть; они помогают сделать выбор, определиться, вырасти. Да, христиане призваны к отречению от мирских благ, но при этом Бог сделал нас Своими соработниками, то есть — управителями ко благу в этом мире. Значит, Он призвал нас все-таки жить в этом мире, стать свидетелями Его земной славы. И каждодневные битвы учат нас верно охранять блага, посланные Богом, чтобы и следующие поколения ценили и благодарили Его за них.
Когда же происходит отпадение от славы Божией, на помощь приходит исповедь. Замечательно сказал об этом священник Николас Гамвас в своей книге «Психология покаяния и православия»: «Получение милости и отпущение грехов — аспекты исповеди, не имеющие аналогов в психотерапии. Христианин, которого полностью оправдал и очистил Господь, освобождается от чувства вины и в отношении прочих своих недостатков».
Подобно хирургу, разрезающему кожу, чтобы достичь нужного органа, нам необходимо стремиться прорваться через боль, страх и гнев для начала выздоровления. Господь любит нас бесконечно больше, чем любим себя мы. И только Он может простить нас тогда, когда сами мы себя простить не в состоянии. Пусть же таинство исповеди станет для каждого из нас началом пути к подлинному выздоровлению!
Перевод Елизаветы Терентьевой