Больше половины россиян не знают, какой именно праздник отмечается в России 4 ноября
В преддверии Дня народного Единства Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные о том, насколько хорошо россияне информированы об этом празднике и планируют ли отмечать его.
Как и прежде, половина наших сограждан не знает, какой именно праздник отмечается в России 4 ноября (51%, год назад — 48%). За прошедший год несколько больше стало тех, кому известно правильное название праздника, отмечаемого 4 ноября — День Народного Единства (с 13 до 16%). День Народного Единства в сознании россиян чаще всего является напоминанием о том, что все народы и страны должны быть едины или же просто выходным днем (по 7%). Все меньше россиян имеют традицию отмечать День Народного Единства: с 2006 года доля тех, кто не празднует его, возросла с 49 до 66%. 14% еще не решили, каким образом отметить 4 ноября. 6% встретят этот день дома, за праздничным столом 6% (в 2007 году — 11%), 4% пойдут в гости (в 2006 году — 6%), 2% отправятся за город.
Протоиерей Александр Ильяшенко ответил на частые вопросы о празднике:
— По статистике, 51% россиян до сих пор не знают, что именно страна отмечает 4 ноября. Как Вы думаете, почему праздник не стал по-настоящему народным?
— Чтобы праздник стал народным должно пройти достаточно продолжительное время, может быть годы. Неудивительно, что сейчас люди относятся к нему настороженно — как к непонятному нововведению властей. Чтобы праздник наполнился для людей смыслом, надо спокойно, без пропагандистского запала, и в школах, и в средствах массовой информации рассказывать о том, что такое народное единство.
— Не оттолкнет ли людей такая «рекламная кампания» вокруг праздника?
— К людям надо относиться бережно и деликатно. Если обращение государства к своим гражданам будут исходить из теплого, доброжелательного отношения к ним, то люди, конечно, воспримут рассказ о празднике со вниманием и благодарностью. А если День народного единства будет преподноситься как очередная пиар-кампания власти, тогда и реакция у людей будет негативная.
— Как Вы считаете, что вообще такое народное единство?
— Мне кажется, люди в России должны осознать себя как народ. Сейчас мы очень разделены, разобщены. Мы относимся к своим согражданам безразлично, если не сказать враждебно. Вот простой пример. Если 100-150 лет назад в дом постучался бы незнакомый человек и попросился на ночлег — его бы непременно приютили, накормили и уложили спать. Не посмотрели бы ни на национальность путника, ни на то, бедно или богато он одет. Сейчас, понятное дело, большинство из нас даже на порог не пустит незнакомца — по вполне понятным причинам: мы не знаем, чего можно ожидать от незваного гостя. Сейчас нет единства, нет отношения к своему народу как к родному человеку. А ведь слова «народ» и «родной» — однокоренные. Я привел крайний пример, чтобы показать, насколько далеки мы от идеала. Мы должны возродить доброе отношение друг к другу, которое было присуще русскому народу когда-то. Может быть, достичь такого идеала в современном разобщенном мире и невозможно, но это не значит, что мы должны опустить руки и перестать к нему стремиться.
— Чем, на Ваш взгляд, продиктована инициатива учредить в России новый государственный праздник День народного единства?
— Революционные потрясения внесли страшное разделение в жизнь нашего народа, явились переломным моментом для истории. Россия претерпела столько трагедий как на уровне личности, отдельно взятой семьи, так и на уровне нации, что до сих пор слышны их отголоски, они врезаны в нашу память и накладывают отпечаток на современное общественное сознание.
День народного единства должен в первую очередь свидетельствовать о готовности осознать ошибки и преступления, совершенные участниками исторических событий в прошлом, как непременного условия для преодоления их последствий, поскольку нельзя жить, разделяя людей по национальному, партийному, вообще по какому бы то ни было принципу. И для наших современников, для народов России единство, которое было обретено в 1612 году или, скажем, во время Великой отечественной войны, необходимо сегодня так же, как необходимо всегда, во все времена.
У нас многонациональная страна, и вопрос единства для нас имеет и будет иметь всегда колоссальное значение. У нас просто нет иного выбора: для того, чтобы сохранить страну, мы должны сохранить единство историческое, духовное, территориальное. Сможем возродить единство – сможем энергично развиваться в дальнейшем.
В этот день Церковь вспоминает особое чудо, которое было явлено через икону Казанской Божией Матери.
Это событие относится к эпохе Смутного времени. Как известно, тогда шла гражданская война, которая усугублялась тем, что часть Руси была оккупирована, в Кремле находились польско-литовские солдаты. Законнный государь был свергнут, государственность разрушена. Только голос Церкви звучал на всю страну, и он был настолько авторитетным, что к нему внимательно прислушивались все. Патриарх Гермоген рассылал послания по стране благословляя русских людей отдать свою жизнь за Отечество и веру православную. Он был брошен в подземелье Чудового монастыря, содержался в суровых условиях и умер от голода. На его призыв откликнулись Нижний Новгород и Казань – низовые города, как их тогда называли. Казанское ханство не многим 60 – ти лет перед теми событиями было покорено при Иване Грозном. Однако жители бывшего казанского ханства вместо того, чтобы поднять оружие против тех, кто их недавно завоевал, вместе с православными русскими людьми пошли воевать против войска католической Польши, спасая Москву от захватчиков. Мне кажется, что это уникальный пример – в мировой истории трудно найти что-либо подобное.
Очень важно, что стремление к объединению шло снизу, из народа и с окраинных городов. Люди всех сословий были полны решимости бороться за судьбу России.
И если Куликовская битва была борьбой с внешним врагом, то 4 ноября – это попытка преодолеть внутреннее разделение, поскольку кто-то готов был ради своих корыстных интересов отказаться от традиционной российской государственности, кто-то – от православной веры, забыть о присяге верности народу и Церкви, потому что это могло принести большие выгоды. Изменников в Смутное время было много, они были заинтересованы в том, чтобы смута продолжалась, а Россия свернула с пути верности Богу, православию.
При подготовке материала использовались открытые источники.