17 июля в Пресс-центре «Вечерней Москвы» прошел круглый стол «Духовное наследие Русской Америки и Российско-Американские отношения».

На протяжении последних лет в тесном взаимодействии представителей РПЦ и Российской Академии Наук при активной поддержке Министерства иностранных дел РФ и посольства США в Москве развивается изучение духовного и культурного наследия Русской Америки — уникального исторического явления, связанного с освоением тихоокеанского побережья Северной Америки русскими первооткрывателями, промышленниками и православными миссионерами. Участники круглого стола рассказали о неизвестных фактах из истории освоения Аляски и развития православной миссии в Северной Америке. Предлагаем вам наиболее интересные фрагменты выступлений.

Александр Петров, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, Научный руководитель экспедиций на Аляску 2009–2013:

— Русская Америка — это территории, которые входили в состав Российской империи с конца 18 века вплоть до продажи Аляски в 1867 году. Представители многих регионов приняли самое активное участие в освоении этих земель. Кстати, москвичи тоже принимали участие в этом освоении. Это были и промышленники, и купцы. Нам нельзя забывать о выдающихся личностях. Например, Наталия Шелехова. Она похоронена в Донском монастыре. Она прошла путь от жены купца до основательницы Российско-американской компании. Это и Иннокентий Вениаминов — Апостол Аляски. Это человек, который стал впоследствии Митрополитом Московским.

Русской Америкой управляла Российско-американская компания. Первая и крупнейшая в истории Российской империи монопольная акционерная компания. В состав ее акционеров входили члены царской семьи. Уникальнейшая история Русской Америки впитала элементы духовности и Православия. Формирование российско-американских отношений связано с торговлей на северо-западе Тихого океана. Это привело к установлению в 1807 году дипломатических отношений между нашими странами. И во многом регион Аляски связывает наши страны в культурном, духовном и историческом контекстах.

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

— Я бы хотел начать свое выступление с понятия Русская Америка. Оно родилось после того, как мы продали Аляску, когда она уже была в составе США. Но есть и сейчас Русская Америка. И американцы на это не обижаются. Когда Аляска была открыта, произошло соединение культуры местного населения с русской культурой. Когда сегодня встречаешь алеутов, эскимосов, индейцев видишь — в их языке много русских слов. И они — православные люди. Они сами так говорят: «Мы русские православные». Хотя они граждане США. Но русская культура глубоко проникла в их сознание и жизнь. У них богослужение совершается на 3- х языках — славянском, алеутском и английском.

Это пример, как мы все должны общаться. Весь мир разделен на разные народы. Когда началось освоение Аляски, местная цивилизация не была уничтожена, а наполнена новым содержанием через проникновение в нее русской культуры. Первыми, кто принес православие на Аляску, были миряне. Еще не было священников и миссионеров. Миряне-купцы стремились наладить хорошие отношения с местным населением. С открытием Аляски туда стало ехать все больше русских купцов. Они отличались особой набожностью. Они хотели нести свою веру местным жителям. Они вместе вставали на молитвы. Английского мореплавателя Джеймса Кука поразило, что русские совершают богослужения и вместе с ними стоят и молятся эскимосы и индейцы.

Купцы-миряне были заинтересованы, чтобы крестить местных жителей. Это позволяло наладить добрые отношения. Так происходило проникновение Православия в повседневную жизнь аборигенов. Когда первые миссионеры приехали — удивились — местные жители уже готовы к принятию христианства. И за первый год было крещено 10 тысяч человек. Здесь более активно, чем в Сибири проходила миссионерская работа. Трагически в кораблекрушении оборвалась жизнь первого епископа Аляски, и вместе с ним нескольких миссионеров-священников, после этого долгое время там было всего 3 миссионера во главе с преподобным Германом Аляскинским. Он открыл первый детский приют для сирот. Смертность была большая на Аляске. Взрослые гибли и от дикого зверя, и во время плавания по морю.

Активная деятельность миссия началась после прибытия на Аляску священника Иоанна Вениаминова. Его считают апостолом Аляски. Он первым стал переводить на местные языки Священное Писание. Он изучил диалекты местных народов. У алеутов не было слова — «благодать». И теперь у них наше русское слово в языке — «благодать». Есть и имена Николай, Юрий, Борис, Мария. Есть и русские фамилии. Проходило проникновение русской культуры в сознание алеутов и других народностей.

Аляска была в составе России 100 с небольшим лет. Прошло 150 лет с момента ее продажи. Но Русская Америка сохранилась на Аляске и сейчас.

Владимир Винокуров, посол по особым поручениям МИД, ответственный секретарь Межгосударственной Российско-Американской Президентской комиссии:

— Есть мнение, что Россия и США — далекие друг от друга страны — их отношения часто сводятся к упоминанию о «холодной войне». Но наши дипломатические отношения насчитывают более 200 лет. И большее время они были дружественными. Нас разделяет 4 километра между островами в проливе. А объединяет нас общая история.

Хочу сказать о русском присутствии в Калифорнии. Многие об этом знают зачастую лишь по рок-опере «Юнона и Авось». Важнейшая глава Русской Калифорнии — это крепость Росс. Она основана в 1812 году. И просуществовала 40 лет. Русскую Калифорнию отличало доброе отношение к местным жителям. Русский правитель Баранов говорил, что нужно добиваться дружбы и любви местных вежливостью и подарками. Поведение россиян разительно отличалось от поведения испанцев и мексиканцев. Именно в Форте Росс был заключен первый договор с индейцами. Они отдали территории русским вокруг Форта Росс. В прошедшем году отмечалось 200-летиеФорта-Росс. Старейшины индейцев на торжествах вспоминали добрым словом русских поселенцев.

Россия признательна, что правительство штата Калифорния прилагает усилия для сохранения Форта Росс.

Каждую неделю американские школьники приезжают туда. Они получают имена реальных людей, живших некогда в форте, одежду, зачисляют в группу охотников или рыболовов. Для них это увлекательная ролевая игра.

Сейчас общественные организации выступили с предложением создать там российско-американский центр для культурных и молодежных обменов.

Изучение русского наследия — важный фактор улучшения отношений между нашими народами.

Джефф Секстон, министр-советник по делам печати и культуры Посольства США:

— Отношения России и Америки насчитывает более 200 лет. Изучение нашего общего прошлого очень интересно и важно. В середине 90-х годов прошлого века начало стремительно развиваться наше сотрудничество. Посольство США поддерживает проекты по изучению Русской Америки. Центры Американистики есть в Москве, Нижнем Новгороде, Волгограде и других городах России. При поддержке Посольства вышел ряд книг, издаются сборники статей. Российско-американские программы обмена предоставляют российским ученым и студентам возможность изучать Американистику. Изучение Русской Америки во всем ее разнообразии способствует контактам между нашими народами и взаимопониманию.

Андрей Семенов, директор ТВ-студии АВ Контент:

— Я недавно подключился к этой теме. Она меня очень впечатлила. У нее огромный творческий потенциал — для документальных и художественных фильмов. Тему Русской Америки непременно нужно популяризовать. Есть идея создания портала, где можно собрать все выпущенные фильмы и документы, посвященные Русской Америке. Что было с Аляской после того, как ее продали — этот вопрос очень мало изучен. Об этом нужно рассказывать, в том числе и средствами кино.

Иеромонах Макарий (Комогоров):

— В рамках экспедиции по Русской Америке мы собирали информацию о храмах, совершали совместные богослужения с местными священниками. Богослужения были и на славянском языке, и на языке алеутов.

Формат нашей экспедиции — историческая реконструкция. Мы прошли по маршруту путешественника Лаврентия Загоскина, который он преодолел 180 лет назад. Обладая современными средствами связи и удобными байдарками, мы смогли понять — какими отважными были миссионеры 19 века. Они преодолевали огромные расстояния. Они фиксировали в путевых журналах все, о чем говорили с местными жителями.

История Русской Америки — история подвига. Для нашей молодежи это важный пример соединения подвига как исследователей и первооткрывателей, так и миссионеров, священников. Подвиг служения Церкви и Отечеству.

Валерий Коновалов, главный редактор газеты «Крестовский мост»:

— Я бы хотел поделиться журналистскими наблюдениями. Я побывал во многих православных приходах Америки в Сан-Франциско и на Аляске. Каждый такой приход — кусочек русской жизни. Русские люди в Америке создавали общины, покупали участки земли и строили храмы. Когда оказываешься в таком приходе — ощущаешь разницу с тем, к чему привыкли мы на родине. Там — настоящая семейственность, где все друг друга знают и помогают. Они вместе совершают паломнические поездки, устраивают барбекю, общаются. В наших приходах в России — люди приходят на службы в храм, но они часто незнакомы между собой. Сейчас тоже появляются приходы, где жизнь кипит. И нам можно брать пример с американских приходов. Большое видится на расстоянии. В Русской Америке понимаешь — насколько сильна наша вера, наша традиция.















Татьяна Медведева, Вечерняя Москва

Фото Александра Филиппова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.