В Ветхом Завете, в Четвертой книге Царств, повествуется о великих чудесах, которые совершались от милоти, то есть от накидки святого пророка Илии. Эти чудеса происходили даже после того, как пророк был взят на небо. А в Книге деяний апостольских евангелист Лука повествует о том, что благодать святых апостолов была столь велика, что тень апостола Петра совершала чудеса, а платки и опоясания с тела апостола Павла исцеляли немощных и прогоняли нечистых духов. История нашей Церкви показывает, что даже вещи, принадлежавшие святым, становятся носителями Божественной благодати. Однако если они скрывают в себе столь многую благодать, то насколько велико должно быть благословение, получаемое от священнейших предметов, связанных с земной жизнью Самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа?
Помимо Честного Креста, в мире сохранилось еще очень небольшое количество святынь, бывших в соприкосновении с Пречистым Телом Богочеловека Христа при Его земной жизни, среди которых благоговейное и смиренное приношение от трех восточных волхвов Новорожденному Господу — Честные Дары.
Сия святыня на протяжении веков хранится на Святой Афонской Горе, в нашей священной обители преподобного Павла. Неизреченное благоухание, которое источают Честные Дары, а также их целебная и чудотворная благодать делают эту святыню не только сокровищем нашего монастыря, но и укреплением его братии.
И вот эти самые Честные Дары, мои боголюбивые братья, находятся сегодня перед нами, предложенные к поклонению. Наша святая Церковь воздала этим предметам особенную честь, назвав их Честными Дарами. Словом «Дары» они именуются в Священном Писании, но без эпитета «Честные» — это определение приложено Церковью позже. Вообще, Честными Дарами в Церкви называется величайшее сокровище всего мира — Пречистое Тело и Честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которых христиане причащаются за каждой Божественной литургией. Но теми же самыми словами — Честные Дары — Церковь почтительно называет и Дары волхвов. Конечно же, это разные, несопоставимые вещи. И, безусловно, благодать, даруемая Богом при поклонении Честным Дарам волхвов, никак не может сравниться с благодатью, получаемой человеком при Святом Причащении. Однако, вне всякого сомнения. Честные Дары волхвов являются для нашей Церкви драгоценнейшей святыней и источником благодати. Ведь Честной Крест есть слава Церкви, кровь святых мучеников — ее багряница, священные мощи святых — ее похвала, святые и чудотворные иконы — ее богатство, а Честные Тело и Кровь Господа — ее таинственное и величайшее сокровище. Продолжая это перечисление, мы можем сказать, что Честные Дары волхвов — это драгоценнейшее достояние Церкви.
Поговорим же теперь о символическом значении Честных Даров и о должном подражании трем восточным волхвам в поклонении Господу. «И открыв, — повествует о волхвах Евангелие от Матфея, — сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Церковь в рождественских песнопениях восклицает: «…И сокровища своя усердно отверзше, дары честныя приношаху: искушено злато — яко Царю веков, и ливан — яко Богу всех, яко тридневному же Мертвецу — смирну. Бессмертному».
Итак, золото было принесено Христу как Царю, ливан (так на церковнославянском языке называется ладан) — как Богу и смирна — как Человеку на погребение. Именно золото есть символ царского достоинства, потому что подданные платят дань царям золотом; ладан — символ Божества, так как его возжигают Богу; смирна же символ смертности, так как ею издревле умащали мертвые тела, чтобы они не тлели и не издавали запаха. Таким образом трое волхвов исповедали Христа Царем, Богом и Человеком. Своими приношениями они показали, что этот явившийся Младенец есть и Царь, и Бог, и что он вкусит смерть за людей как Человек.
Что же заставило этих трех восточных волхвов, языческих мудрецов и астрологов, предпринять далекий путь в Палестину и поклониться Вочеловечившемуся Истинному Богу? Появление на небе необычной звезды было истолковано волхвами как рождение Царя Иудейского и стало тем знаком, который побудил их искать родившегося Царя в Иерусалиме, самом известном городе иудеев. Сегодня мы знаем, что появление на небе необычной звезды в древневосточных языческих верованиях понималось как предзнаменование события, способного изменить мир. Святые же отцы пишут, что поклонение волхвов — это первый призыв идолопоклонников ко спасению во Христе, символизирующий конец языческой магии, освобождение от занятий звездами и прекращение власти астрологии. Еще не просвещенные учением Слова Божия, эти восточные мудрецы, тем не менее, были наставлены свыше возвестить Иерусалиму и всему миру о рождении Мессии. В лице волхвов, следующих за звездой, весь языческий мир обрел путь к истинной вере.
Итак, в те самые дни, часы и минуты, когда соплеменники Христовы, иудеи в лице царя Ирода и его книжников не желали познать Господа и отвергали Его, волхвы, пройдя долгий путь и будучи идолопоклонниками, первыми поклонились Ему, исповедали Его и воздали Ему честь. Святитель Василий Великий пишет о том, что поклонение волхвов является важнейшим подтверждением воплощения Спасителя, ибо свидетельства со стороны врагов (в данном случае — язычников) являются самыми надежными.
Воистину, неложен Бог, сказавший: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2: 30). Потому Он особым образом благословил и оказал немалую честь трем мудрым волхвам с Востока. Он удостоил их первыми увидеть Господа Иисуса Христа и осязать Его — еще перед святыми апостолами, перед святым Предтечей и перед праведным Симеоном Богоприимцем. Он благословил их также увидеть Пресвятую Богородицу. Наконец, Он удостоил их чести собеседовать со святыми ангелами. Кто, мои возлюбленные братья, удостоился столь великой чести, чтобы лицом к Лицу видеть и осязать Господа, общаться с Его Пречистой Матерью и беседовать со святыми ангелами? Уверяю вас, что даже среди величайших подвижников и пустынников редко встречается такое изобилие благословений и излияний благодати. И не только это: волхвам была дарована и особая благодать стать апостолами до апостолов, евангелистами до евангелистов, учителями и проповедниками язычников еще до того, как появился апостол Павел, именуемый апостолом язычников. О честь! О благословение! О Твой премудрый Промысел, Христе!
Вот и мы, мои возлюбленные братья, празднуя Рождество Христово, которое, по слову святого Иоанна Златоуста, можно назвать «матерью всех праздников», собрались сегодня для того, чтобы поклониться родившемуся Богомладенцу и почтить Честные Дары волхвов. Однако наша эпоха и люди века сего отвергаются от Христа как от Царя, хулят Его как Бога, презирают и поносят Его как Человека. И по этой причине велика необходимость, чтобы мы всегда и везде исповедовали Его — Царя наших сердец, Бога всяческих и совершенного Человека, делая это со всею силою нашей души, и, прежде всего, нашей святой жизнью. С каким смирением, верою и почтением были принесены эти Честные Дары Младенствующему Господу! С таким же благоговением, трепетом и любовью мы должны поклоняться Ему и вместо золота принести Ему сияние чистых слов и дел, вместо ладана — молитву, а вместо смирны — умерщвление страстей!
«Что Тебе принесем, Христе?» — вопрошает Церковь в одном известном рождественском песнопении, и тот же вопрос все мы обращаем к самим себе. Золото? Ладан? Благовония? В самые ранние времена христианские храмы были бедными и смиренными хижинами, однако сердца христиан сияли ярче золота, благоухали сильнее ладана и были драгоценнее, чем смирна. Сегодня же наши храмы богаты и обильно украшены. Они благоухают от ладана и ароматов. Однако в каком состоянии находятся сейчас наши сердца? Тогда в смиренном, темном и злосмрадном хлеву волхвы принесли Христу свои богатые, сияющие и благоуханные дары. Так, может быть, сегодня, когда положение дел изменилось и наши церкви стали богатыми, сияющими и благоуханными. Господь ждет от нас в дар покаяние во тьме наших грехов и в грязи наших страстей?
«Сын мой, отдай сердце твое Мне!» — глаголет Дух Божий в одной из притч Священного Писания. Так давайте и мы, возлюбленные мои братья, принесем в дар Господу свои сердца! Принесем Ему свои слезы, свое покаяние, свою исповедь. Как волхвы не увидели бы Христа, если бы не ушли далеко от своей страны, так и мы не узрим Его, если не уйдем далеко от земных страстей. Принесем же Ему сии честнейшие дары, которые Он так ждет от нас! Принесем всех себя как драгоценнейшее приношение Возлюбившему нас и Вочеловечившемуся ради нас Господу!
Трое волхвов, как говорит Священное Писание, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары». Следовательно, все мы, желающие узреть Господа, поклониться Ему и принести Ему в дар самих себя, должны сначала прийти в Его Церковь, потом пасть ниц перед Ним и, наконец, открыть Ему свои сердца нашим искренним покаянием и исповедью. Тогда обильная благодать Христова переполнит все наше существо и мы вместе с волхвами, вместе с от века благоугодившими Богу святыми удостоимся исповедовать Вочеловечившегося Господа, совершенного Человека, Бога всех и Царя веков, со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
По материалам книги «Афонский монастырь Святого Павла и его святыни».