Что значит «юродство во Христе»?
В одном из посланий апостола Павла христианской общине города Коринфа есть такие слова : » Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих «(1Кор.1,21) .
Обычно, когда речь заходит о юродстве, мы вспомнаем один из видов христианского подвижничества, связанный с отречением от суетного плотского ума и лицемерных мирских обычаев — примеры этого мы видим в жизни некоторых известных святых. Однако, страницы Слова Божьего не содержат свидетельств о том, что апостолы шли этим путём — наоборот, проповедь и обычаи апостолов были весьма рациональны и чужды всякой странности, ассоциируемой с юродством. Если мы откроем перевод Нового Завета, принадлежащий епископу Кассиану (Безобразову), одному из богословов Русского зарубежья, то вместо слова «юродство» увидим другое — «безумие». Однако и «безумие» имеет самые негативные коннотации, являясь, по сути, синонимом сумашествия, а при этом мы знаем, что апостолы не были и сумашедшими. Что же имел в иду апостол?
Ответ на это содержится в самом стихе: богодухновенный писатель рассуждает о «юродстве» («безумии») в противовес мирской мудрости, оказавшейся бессильной постигнуть Божию премудрость и Спасение.
То есть, апостол рассуждает о том, что поскольку рациональный путь богопознания хоть и позволяет «через размышление над творениями» созерцать » то, что незримо в Нем » (Рим.1,20/пер.еп.Кассиана/), но недостаточен для того, чтобы принять спасение во Христе — поэтому Бог в своей премудрости избрал иной путь.
В чём же он заключается?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, в чём была характерная особенность апостольской проповеди — это была свобода от формальной премудрости, свобода от абстракций, какими бы верными они не казались. Апостолы проповедовали Христа не в логических схемах, не разложеным на догматические «полочки» (как того требует мирская мудрость), а как цельную живую личность, не делимую на ratio. Причём способ такой проповеди только один: не говорить, а показывать. Вспомним античную поговорку: » Verba movent, exempla trahunt » (слова волнуют, примеры влекут) — именно так и строилась апостольская проповедь: не говорить о Христе, а показывать Его в себе.
Действовать как Христос, говорить как Христос, рассуждать в духе Евангелия Христова — быть отражением Его личности для того, чтобы дать другим испытать на себе Его спасительное очарование. В этом и заключается смысл призыва апостола Павла: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 11, 1): не собирайте знаний о Нём — станьте Его образом, Его иконой . Именно эта свобода от абстракций, предельная конкретность, жизненность проповеди и названа апостолом «юродством». Таково должно быть и наше апостольское служение — ведь каждый из нас, а не только священнослужители, несёт его печать: вся Церковь во всех её членах является «апостольской». Однако именно этого «юродства», этого «безумия» нам и не хватает — мы слишком правильны, слишком конформны и умны для того, чтобы в простоте изображать в себе Господа Иисуса (см. Гал.4,19). Поэтому наш добрый порыв, наша ревность к убеждению ближних оказывается простым морализаторством, умничаньем или «ездой по мозгам», надмевающей говорящего и озлобляющей слушателя.