Чтобы Церковь заговорила полным голосом
Мы разговариваем о задачах, наиболее актуальных для Церкви в настоящее время, с ректором Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиереем Владимиром Воробьевым.
— Какие, на Ваш взгляд, наиболее актуальные вопросы стоят перед Церковью сейчас?
— Прежде всего, это внутренняя миссия. Необходимо продолжать вести наш собственный народ к вере, нужно еще очень много потрудиться, чтобы дорогу к храму сделать более широкой и проходимой. Для этого требуется наладить православное образование, убедить общество, что нельзя жить без основ христианской нравственности, что такая жизнь ведет к смерти. В этом нужно убедить и народ наш, и богатых людей, которые нередко эксплуатируют человеческие пороки для своего обогащения, тем самым способствуя распространению безнравственности и собирая на свою голову горящие уголья по слову нашего Спасителя.
И, конечно, мы обязаны убедить правительство в том, что для пресечения аморальной деятельности и аморальной жизни необходимы законодательные меры. Это вопрос очень трудный. Нужно вернуть народу семейную жизнь, ведь в России семья за годы советской власти и перестройки почти что разрушена. Нужно вернуть любовь к детям. Раньше все народы знали, что рождение ребенка – это есть Божий дар и Божие благословение. Теперь люди отказываются от деторождения, и – не только в России, а и многие европейские народы — вымирают на наших глазах.
Конечно, и в Церкви есть свои проблемы, которые нельзя не решать. Патриарх Алексий очень много сделал для того, чтобы эти проблемные вопросы были поставлены, чтобы они не замалчивались. Это было очень трудно. После долгого периода молчания осталась такая психология и в народе, и в государстве, что разучились говорить правду вслух. Я помню, когда мы начинали нашу деятельность в институте, то хотели назвать один из наших факультетов миссионерским. Нам сказали: «Нельзя это слово – миссия — произносить!». А на дворе были уже девяностые годы. «Назовите факультет «катехизаторским» — это слово непонятное, новое». А теперь уже можно, теперь у нас есть миссионерский факультет. Тогда он назывался по-другому. Сейчас это кажется смешным, но такова реальность, так это было. Нельзя было и о греховности абортов говорить. Наша Церковь долгое время называлась на Западе «Церковью молчания». После десятилетий гонений мы отвыкли говорить, боялись. А Патриарх Алексий не боялся. Он эти запреты снял, и Церковь заговорила при нем полным голосом.
— Задачи, которые Вы перечислили, это — задачи для будущего Патриарха, для духовенства. А что могут сделать миряне?
— Миряне должны гораздо активнее участвовать в церковной жизни. У нас в период гонений возник такой стереотип, что быть церковным человеком – это значит ходить в храм, молиться и носить крестик на груди. Во время перестройки, когда в трудные моменты спасала гуманитарная помощь, выработалось еще одно интересное свойство, иначе как потребительским его не назовешь. Считалось, что очень естественно прийти в церковь и попросить, чтобы тебя покормили и дали какую-то одежду, даже, если не умираешь с голоду и одежда у тебя есть. А вот сознание необходимости активно участвовать в жизни Церкви у нас еще до сих пор не проснулось в должной мере.
Каждый член Церкви должен быть миссионером. Каждый из нас должен устраивать церковную жизнь, заботиться о ней, чувствовать ответственность за жизнь Церкви. Начиная от ремонта и строительства церковного здания, организации школы или благотворительных учреждений. Это могут быть дома престарелых или детские учреждения. Таких дел в Церкви великое множество. Раньше все это было общим правилом, а нам, разучившимся что-либо делать в Церкви, теперь нужно заново осваивать эту науку. Это большая и трудная задача. К этому нас тоже призывал наш Патриарх, благословляя и всячески способствуя этой деятельности.