Главная Общество Аналитические обозрения

«Чтобы СМИ были добрыми». III Православный фестиваль СМИ «Вера и слово»

Поглотит ли интернет печатные средства массовой информации? Как православным СМИ стать интересными широкой аудитории? Как выйти в светские сети распространения? Что такое этика журналиста?

Поглотит ли интернет печатные средства массовой информации? Как православным СМИ стать интересными широкой аудитории? Как выйти в светские сети распространения? Что такое этика журналиста? Что из светской журналистики нельзя использовать в журналистике православной? От чего в опыте светской журналистики необходимо отказаться всеми изданиям? Эти вопросы стали традиционными для всех семинаров, конференций и дискуссий, посвященных православным средствам массовой информации. Вновь и вновь возможные ответы на них искали участники уже третьего фестиваля православной журналистики «Вера и слово». Правда, в этом году на первый план вышел вопрос о том, смогут ли выжить православные издания, чаще всего существующие на поддержку спонсоров или помощь читателей.  

На торжественной церемонии открытия фестиваля присутствовали более 250 участников из 67 епархий Русской Православной Церкви, среди них были представители России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, Латвии и Азербайджана.

В первый день работы фестиваля участники обсудили современное положение и перспективы православных СМИ  

Постоянное обновление

   «Информационное поле Церкви должно постоянно обновляться, наполняться новым содержанием, дабы свидетельствовать о высоких духовно-нравственных идеалах православной веры», помогая людям сознавать свое христианское призвание в условиях современного мира», — говорится в приветствии  Патриарха Алексия участникам и гостям III  Международного православного фестиваля СМИ «Вера и слово».

Действительно, на секциях и семинарах фестиваля не раз звучало сожаление о том, что нередко церковные средства массовой информации воспроизводят информацию однотипную по содержанию, композиции, подаче, что неминуемо приводит к спаду интереса у аудитории к изданиям. Еженедельно читая стандартные новости, люди, в конце концов, перестают ждать от изданий новизны, свежести, а подчас и непосредственного искреннего диалога на наболевшие и актуальные темы.

   По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, информационная деятельность православных СМИ в наши дни является все более востребованной. «К мнению Церкви прислушивается не только церковное, но и светское общество. Сотрудничество и конструктивная работа с представителями светской журналистики становится взаимополезным и плодотворным, что увеличивает меру ответственности церковной прессы и ставит перед ней новые задачи», — считает Патриарх Алексий.

   Патриарх Алексий выразил надежду, что фестиваль «Вера и слово» станет значимым церковно-общественным форумом, в рамках которого состоится обсуждение открывшихся перспектив и положительных тенденций в работе церковных СМИ.

Использовать все возможности СМИ для проповеди евангельских истин

«Информационная деятельность — это особая область церковного служения. Посланничество Церкви в мир обязывает нас благовествовать не только с амвона, но с помощью современных средств коммуникации», — отметил митрополит Калужский и Боровский Климент в своем выступлении на открытии фестиваля.

Подчеркнув, что православные журналисты не всегда могут использовать те методы и средства, которые применяются в светских СМИ, митрополит Климент призвал, с одной стороны, избегать популизма и вульгаризации евангельских истин, а с другой — удерживаться от псевдо-церковного «елейного» языка.

Митрополит Климент отметил, что православные СМИ развиваются в самых разных жанрах — существуют печатные и электронные издания, реализуются проекты на радио и телевидении. Особенно важным владыка Климент считает организацию работы епархиальных пресс-служб, которые должны помимо прочего осуществлять взаимодействие со светскими региональными и федеральными средствами массовой информации.

    Однако, по мнению митрополита Климента, уровень развития информационной деятельности в епархиях очень разный — от реализации полноценных, крупных медийных проектов, оказывающих влияние не только на региональное информационное пространство, но и на информационную картину в масштабах всей страны, — до почти полного ее забвения.

    Поэтому управляющий делами Московской Патриархии подверг критике те епархии, которые не имеют своих интернет-сайтов, печатных изданий и налаженных отношений со светскими СМИ в регионе.

    «В ближайшее время развитию информационной деятельности именно в епархиях будет уделяться самое пристальное внимание», — подчеркнул митрополит.

    Касаясь темы финансового кризиса, митрополит Климент отметил, что сокращение объемов помощи церковным СМИ должно привести к началу поиска путей к объединению и созданию совместных проектов.

Необходимость критики

    Приветствуя участников  фестиваля, Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев отметил, что фестиваль по праву стал наиболее авторитетным форумом церковных СМИ.


Скачать файл

    За последние пять-семь лет вопросы веры заново вошли в русскую литературу и кино. С точки зрения председателя Издательского Совета, сейчас особенно необходимы «литературная и кино-критика, которая могла грамотно продолжить разговор о вере, который поднимается в литературе, кино и театре».

    Достаточно далеко в сравнении с 90-ми продвинулась система поддержки православных журналистов и изданий: проходят епархиальные и межрегиональные фестивали, в 2008 году начали действовать Курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ.

    В ближайшем будущем одной из важнейших задач станет развитие версий церковных изданий на иностранных языках, проведение международных журналистских форумов.

    Благоприятные изменения произошли и в области осмысления деятельности Церкви в информационном обществе и подготовки кадров.

    В заключение своего выступления протоиерей Владимир Силовьев поделился озабоченностью о трех опасностях последнего времени.

    Во-первых, в журналистику пришло новое поколение, чье образование и культурный багаж очень слабы из-за слабости системы образования: «Молодые люди, которым нет еще и тридцати, часто позволяют себе писать о Церкви нелепости».

    Вторая опасность заключается в идеологической увлеченности людей, которые, несмотря на свой опыт, начинают мыслить себя каким-то «идейным или аналитически центром». Для таких людей вера становится лишь дополнением или «оформлением» из идей.

    Третья опасность состоит в том, что общество готово слушать представителей Церкви, а «мы пока плохо готовы к дискуссии». «Надо расширить круг лиц, готовых представлять и отстаивать позицию Церкви в дискуссиях. Это важная задача, которую необходимо решать совместными усилиями» – заключил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Выжить во время кризиса

Член Общественной палаты Елена Зелинская упомянула о готовящихся мерах по оказанию поддержки «социально значимых редакций». Уже удалось договориться с «Почтой России» о неповышении тарифов на доставку изданий, идут переговоры с предприятиями бумажной отрасли о том, чтобы хотя бы на полгода заморозить цены на бумагу.

Одним из возможных путей выживания региональной прессы, Зелинская назвала их укрупнение, объединение.

Подлинные церковные СМИ должны быть добрыми

Ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин в своем докладе обобщил основные проблемы, которые стоят сегодня перед журналистами.

В современном мире постмодерна, в котором у каждого своя правда, в котором происходит эстетизация порока, перед журналистами стоит сложная задача – говорить о Христе и следить за событиями вечности в формате СМИ, предполагающем жизнь сегодняшним днем. Увидеть в событиях современности Промысле Божий – труднейшая задача, в которой, по словам С. Чапнина   «Никакие коммуникационные технологии сами по себе не помогут, необходимо особое видение, сердечное понимание того , о чем апостол Павел говорил «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого».

Сергей Чапнин подчеркнул, что журналистам необходимо избавляться от штампов, которые часто встречаются в различных изданиях. «В заклинание превратились сегодня слова о нравственности», — отметил Чапнин, подчеркнув, что разговор о нравственности должен основаться не на абстрактных отвлеченных понятиях, а на конкретных примерах из жизни подвижников. Богатейшее собрание образцов христианской жизни, столь актуальное сегодня содержат в себе жизнеописания новомучеников, отметил С. Чапнин.


Скачать файл


В церемонии открытия фестиваля «Вера и слово» приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель «Медиасоюза» Валерий Фадеев, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев, член Общественной палаты, вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская, руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, представители Американской и Чешской Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле архимандрит Закхей (Вуд) и протоиерей Алексий Ющенко, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.