“Чтобы такого не случилось, надо быть послушными и хорошо учиться”. Что не так с уроками о Беслане в начальной школе
В нескольких школах 1 сентября провели классные часы, посвященные Беслану. После таких занятий ученики начальной школы были напуганы. Дети плакали, не спали по ночам и отказывались на следующий день идти на уроки. Психолог и многодетная мама Лариса Суркова объясняет, почему такой разговор начинать рано, как правильно говорить с ребенком о терроризме и что делать, чтобы его успокоить.
Второй день письма подобные этому скрину (спасибо маме, что не побоялась и разрешила опубликовать) льются рекой.
Дети не спят ночью. Кто-то описался во сне. Кто-то хватается за маму и кричит, что не хочет умирать в школе. Ну, чтобы не быть голословной, за вчера 53 письма из разных уголков нашей страны (и я это я не разбирала директ).
Речь, как правило, о детях начальной школы.
И вот цитаты из тех кто проводил уроки:
«Дети в Беслане умирали медленно и мучительно без еды и воды. Представьте каково им было”.
“Чтобы такое не случилось с вами, надо быть послушными и хорошо учиться”.
Многие учителя сами стали плакать во время рассказа.
“Главное — никому не верить, чтобы террористы не пришли к нам”.
А если вы совсем хотите перестать спать ночью, то вбейте в интернете “сценарий уроков про Беслан” (в рекомендациях указано для детей начальной школы!) Там и слайды, и текст…и вот такие стихи:
“Ужас над головами,
Проволок страшный груз.
Дети кричат глазами:
«Мамочка, я боюсь!!!»
В душном спортивном зале
Время замкнуло круг…”
Знаете, я понимаю мотивацию тех, кто приказ спустил! Безусловно, это горе, о котором должны мы все помнить. Но скажите мне, почему, спуская приказ, не возникает идея подумать? Да, там вроде мягкая формулировка «терроризм», но шепотом все говорят, что рекомендуют более узкую тему.
Если бы я знала, что такое будет, я бы сделала пост заранее, чтобы вы сами поговорили с детьми, и это все не привело к такой травме. Но нам опять приходится расхлебывать. <…>
- Виноваты не учителя, не верю, что они сознательно хотели навредить детям. Они вложили свои эмоции и чувства. Хотели как лучше. Но судя по тому, как много в этот раз было сказано о хорошем поведении и учебе, то хотели возможно, немного комфортнее и проще сделать жизнь себе.
- О терроризме надо говорить. Но говорить надо строго ПО ВОЗРАСТУ. И подобные уроки нельзя спускать, не выдавая методических рекомендаций с учетом возраста. В начальной школе это прежде всего терапевтические сказки и истории. У меня есть такая глава в “Степиной книжке”, а в интернете еще тьма подобных историй и сказок в общем доступе.
- Недопустимо [детям] в столь юном возрасте говорить: “Представьте, как они умирали и т.д.”, — фантазия очень развита, и страх, переходящий в фобию, формируется мгновенно!
- Злая манипуляция про хорошую учебу — это вообще за гранью добра и зла.
Как можно было выстроить и что делать теперь
- Многие из нас родом из СССР, помните историю про белых журавликов? Ведь дети их делали десятилетиями. При этом никто не боялся болезни или смерти. потому что была благая цель. Вот здесь это очень хорошо бы подошло и подойдет сейчас.
Меня читают учителя. Если вы понимаете, что и у ваших учеников эмоции через край после этого урока. сделайте что-то вместе (и это точно не запуск шаров в небо) Например, можно написать письмо или нарисовать общий рисунок тому, кому страшно (пусть это будет сборный персонаж, а не конкретный ребёнок). Так и можно сказать: «Я знаю, что многим из вас бывает страшно, а давайте вместе сделаем большой рисунок против страха» Думаю, у вас фантазии хватит.
- Мы НИКОГДА не говорим с малышами об опасности через эмоции жертвы. Это не включает у них функцию запоминания о том, как уберечься. Это включает функцию самосохранения, чтобы не быть там, где опасно. В данном случае — в школе. А может быть какое угодно место, о котором неверно рассказали. Ребенок плачет, боится, болеет и выдает другие симптомы.
- Мы говорим только о позиции АГРЕССОРА. Да, есть такие люди террористы, да они опасны, да они несут много вреда. Но у нас делается все чтобы их рядом не было. В этом огромный опыт у школ и садов Израиля. Там проводят и учения. Но дети все понимают, как спасать себя, если что. А не то, как бояться. Кстати, переводные материалы об этом опыте есть в сети.
- Если вы родитель, и ваш ребенок напуган, начните разговор заново по схеме выше. Да, можно сказать, что учитель просто очень волновался, и поэтому получилось так. Но главное, что важно помнить, что делается в мире все, чтобы терроризм никогда не пришел к нам. Еще раз повторю — используйте сказки и терапевтические истории.
- Рисуйте, лепите страхи, уничтожайте их вместе. Не закрепляйте психосоматику, не кидайтесь рьяно лечить головные боли и животы которые у детей после этих уроков заболели. Идите в школу вместе, сидите около нее и ждите. Вы гарант безопасности для ребенка во многом.
- Сделайте амулет,например, мини игрушку, или вещицу. Чтобы ребенок мог на нее смотреть и вспомнить ваш разговор.
Думаю будут читатели, исповедующие принцип, «пусть видят жизнь как она есть». Имеет право на жизнь эта теория.
Но примерьте на себя. Если вам в красках расскажут, что у вас на работе было нечто ужасное, похожее по эмоциям на трагедию Беслана? Кстати, так было со взрывами в метро! До сих пор есть клиенты которые не могут туда спуститься. А с аэрофобией? Сколько людей не летает после детальных разборов по ТВ? А ведь мы с вами взрослые, вроде закаленные люди.
Может всему свое время? И дело не в молчании, а в подборе верных слов?
Источник: Facebook Ларисы Сурковой