Чудеса и чудовища, или почему православные ругаются в Интернете?
На Рождественских чтениях обсуждали поведение православных в соцсетях. Мыслями по этому поводу делится Владимир Берхин.

Я вчера был на секции Рождественских чтений, посвященной «новым медиа» — то бишь нынешнему поколению социальных сетей. Разговор вышел довольно интересный, выявил как минимум одну крайне интересную тенденцию и вообще прошел, как говорят, «в теплой, дружественной атмосфере».

Я там тоже немного высказывался. И меня редакция Правмира попросила высказаться подробнее. Я выскажусь, нахально воспользовавшись в том числе и теми мыслями, которые высказывали остальные участники круглого стола

Социальные сети созданы для преодоления одиночества. Одноклассники когда-то позволяли найти давно потерянных друзей, Живой Журнал позволял искать людей по общности интересов, Фейсбук, вконтакт и платформы типа твиттера и форсквера позволяют не расставаться со своим небольшим социумом ни на минуту. Обратная сторона этой технологии — склонность обитателей этих сетей замыкаться в узком сегменте своих привычных читателей, их оценок и отношений и постепенно в принципе терять из виду весь остальной мир.

Что и происходит с верующими, как с одной из групп в социальных сетях. Мир соцсетей крайне фрагментирован, и православная его часть — не исключение. Это одна из причин крайней непримиримости сетевых споров: противник всегда воспринимается как случайное и мелкое явление, в то время как «нас» обычно много, и мы всегда согласны между собой. Соцсети страшно искажают социальное зрение, полностью убирая из него глобальный уровень и оставляя только местный, уступать на котором крайне трудно, ибо вроде как всё само собою разумеется.

Впрочем, православные имеют ряд дополнительных стимулов отличаться особенным упрямством в отстаивании своих идей в спорах. Не зря именно эту проблему — крайней, скажем так, неэтичности поведения православных в сети — поставила Мария Свешникова.

Во-первых, для верующего человека любой шаг так или иначе ведет в вечность. В плохую или хорошую — но в вечность. И потому резонно всякий свой шаг защищать, если некто сомневается в его ценности. В мировоззрении верующего куда большего принципиальных вещей, его единоверцы убивали и умирали «за единый аз», и при споре в интернете естественно чувствовать себя солдатом незримой армии и различать в душе приказ «Ни шагу назад!» Верующий не просто делится мнением — он свидетельствует о Христе, и он не отступится ради каких-то там аргументов. Мученики терпели железные когти и раскаленные прутья — неужто мы испугаемся не выиграть в полемике? Попросту говоря, споры верующих между собой или с иноверцами и атеистами — это именно что Holy war, священная война, о чем напомнила Елена Жосул. На этой войне ставка выглядит слишком высокой, чтобы отступиться. Или даже иногда чтобы промолчать — не зря одна из самых поминаемых святоотеческих цитат в сети — «Молчанием предается Бог».

К тому же, если не хватает знаний, всегда можно указать, что оппонент неправ не фактически, а личностно — недостаточно нравственен или недостаточно каноничен.

Во-вторых, особенность мышления православного воцерковленного человека состоит в очень высокой способности к игровому поведению. Мир верующего, как мир ребёнка, насыщен символами, многозначен и многогранен. Внешнее содержание действий и их смысл всегда различаются, порою очень разительно: просто стоять и усиленно думать, глядя на очень старое изображение бородатого человека, например, крайне важно. Молитва со стороны выглядит именно так, и для неподготовленного человека требуется известное усилие, чтобы отнестись к этому зрелищу всерьёз. Мир верующего постоянно распадается на означающее и означаемое, способность к аллегорическому мышлению развита как правило очень сильно, как и способность совершенно по-разному истолковывать собственные действия.

Интернет же с его пафосом бестелесности, анонимностью, постоянным искушением вывернуть что-нибудь наизнанку идеально подходит для того, чтобы вроде бы не воспринимать его всерьёз или же наоборот — воспринимать всё происходящее как полную копию и даже замену реальности. И для верующего подобная операция проходит куда легче, ибо он уже привык к тому, что чудом или чудовищем мир становится в зависимости от его переживаний.

Верующие, как ни странно, очень хорошо знают цену и важность труда. Сознательно православный воцерковлённый человек — это тот, кто умеет работать, кто знает, что жизнь предполагает постоянное напряжение. Он знает, почему в храмах нет скамеек, почему службы столь длинны и зачем истязать свою плоть постом. А интернет лёгок, движение пальцев — это не труд. Передвижение происходит со скоростью мысли, и всё вокруг кажется ненастоящим, а потому запросто может быть сочтено духовно несущественным. В интернете имеют значение только мысли, и потому только в области кто кого переспорит и происходят ссоры — всё остальное можно при желании игнорировать.

Именно поэтому никакие споры на религиозные темы в интернете не заканчиваются выяснением истины или тем хотя бы, чтобы один человек другого переубедил. Проиграть в споре для сети равносильно если не смерти, то чему-то подобному. И примерно аналогично переживает человек, если его уличают в ошибке, в распространении непроверенной информации. Признать свою способность ошибиться для активно пишущего в соцсетях автора равносильно признанию перед всеми френдами: «Люди, я не стою доверия, меня не стоит читать» — а потому проще сделать вид, что не заметил опровержения, ни перед кем не извиниться — авось, проканает. Этот недуг настолько велик и силен в сети, что публицист Сергей Худиев регулярно предлагает канонизировать литературных персонажей, отличавшихся нежеланием во что-либо вмешиваться, вроде Заиньки из стихотворения Чуковского.

Вообще любое действие в соцсети есть действие публичное, и его необходимо рассматривать именно с этой точки зрения. Скажем, Наталья Лосева говорила на круглом столе про самый популярный вид религиозных материалов — картинки к празднику с подписями, вроде электронных открыток. Вот их активно репостят и лайкают, в отличие от серьёзных материалов. Мне кажется, что причина этого в серьёзном голоде российского населения на понятные символы идентификации. Повесив подобную открытку себе на стену, можно легко и просто сообщить френдам: «Ребята, я православный», — и более ничего не делать.

О. Павел Великанов говорил во время круглого стола о том, что главным запретом для православного в интернете должно стать «Не нагадь», а главным делом — свидетельство о Христе. Именно свидетельство, потому что, как напомнил о. Дионисий Землянов — самое важное случается всегда вне сети, ибо сама по себе сеть слишком легковесна и призрачна для серьёзного разговора.

Именно поэтому даже в самых жарких спорах между верующими, когда теряются границы не то что христианского благоразумия, а даже и просто человеческого достоинства, иногда внезапно наступает тишина — как наступила она в орторунете в момент гибели о. Даниила Сысоева, по свидетельству Анны Даниловой.

Это позволяет не терять надежды: если наша призрачная жизнь ещё доступна столь явному вторжению реальности, значит не всё ещё потеряно.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.