Чудо личной сопричастности
НГ-Религии
Истинное бытие и повседневная жизнь
Надя Кеворкова
ВТОРЖЕНИЕ истинного бытия в нашу повседневную жизнь» — так определил Лосев то, что люди именуют чудом. Монах в миру, переживший лагеря и годы забвения, десятилетия слепоты, он знал: переболевшее скептицизмом и рационализмом человечество нуждается в подпорках, тонкая сфера веры требует статистического подтверждения, наука, возникшая где-то сбоку от магистральных путей как вспомогательная и служебная область, обрела непререкаемый авторитет и вторгается в эмпиреи, где эксперимент невозможен.
Детская вера не знает расщепления. Там чудо естественно. Взрослый не уверует, пока не вложит персты. Что ж, и это путь. Иным достаточно вступить на землю Палестины, другим довольно евангельского рассказа, тем требуется увидеть из-за дощатого забора колыханье свечей на Пасху и вместе с ангелами восславить Воскресение, этим надо следить, как снизошедший в Иерусалиме
Огонь передается от свечи к свече, светит, но не обжигает.
Несколько лет назад в одном московском храме, как водится, святили куличи. Разный народ раскладывал на столах пасхальную еду. Пьяненький мужичок, ‘качаясь мерно над своим куличиком, брякнул священнику: « Тетка вот послала. А я не верю, мол, и все тут». Бабушки ручками всплеснули, а священник щедро окропил мужика и со словами: «Господь тебя просветит» — пошел дальше вдоль рядов. На какой-то миг внезапно пламя свечи выросло столпом и так Же быстро опустилось. Мужик протрезвел враз, куличик свой завернул, перекрестился и засеменил прочь. Обдумывать пошел. Вот оно, просветление-то — как пел незабвенный Майкл Науменко.
Чудо не предписывает, не нарушает свободы воли, не навязывает. Оно просто обнаруживает полноту мира, но если ты любитель спертого воздуха, то тебя никто не станет подвергать опасности сквозняка. Во Франции в революцию осквернили знаменитый Лурдский источник — заполнили нечистотами нишу, в которой собиралась святая вода. Источник иссяк. Когда гонения прекратились, ванну очистили, вскоре ключ забил снова. В Лурде хранятся книги, в которые и ныне записывают случаи исцеления, указывая свидетелей.
Чудо раздражает рационалиста. Ты его ждешь, а оно является соседу. Ты весь правильный, а неправильным — радость. Ты строгий и последовательный, и жертва твоя хороша и обильна… В XIX веке в православном народе в ходу была история про крестьянина, что пил горькую, но всякую чарку — во славу Божию, и теперь среди излюбленных чад Христовых молится за трезвенников, так часто коривших его при жизни.
Праведник подчас что твой скептик. Один благочестивый суфий проплывал на лодке и услышал, как в камышах кто-то неправильно читает молитву. Он приблизился, поговорил, наставил и продолжил путь. Вдруг вновь слышит, как ошибка повторяется. Собрался было в сердцах вернуться, обернулся — незадачливый молитвенник кричит ему: «Постой, постой, добрый человек, я позабыл, как ты мне сказал!» И бежит к нему — по водам…
Вспомним, как братья сердились на Сергия Радонежского, как негодовали. Встал посреди трапезы и поклонился кому-то. В десяти верстах тем часом друг проезжал, Стефан, просветитель зырян. Не успевал заехать в обитель, спешил в Москву. Так на расстоянии и обменялись приветствием.
Чудо может стать предостережением. Сама чудесность оказывается невнятной для современников, но осознанной потомками. Накануне Смутного времени Россия получает патриарха: казалось бы, обычная интрига, Годунов ставит верного человека, но в тяжелую эпоху патриарший призыв заставит Россию опомниться. В дни большевистских боев в Москве, когда еще ничего не было ясно, многоречивый и разноголосый поместный собор избирает патриарха — после двухсотлетней отвычки.
Божья Матерь явилась португальским детишкам на заре века, Божья Матерь целое лето в столпе огня стояла на Грушевской часовне в начале горбачевских времен. Одни видели, другие рядом — не сподобились. В Сербии задолго до бойни дети встречали Деву Марию, взрослые снимали на кинопленку. Нет на ней изображения. Только дети опускаются на колени радостные и крестятся. Чудо? Нет, говорят: пришельцы и случай массового гипноза.
Психиатрам вообще картина ясна. Блаженные, юродивые, кликуши — налицо сексуальные расстройства и прочая неподавленная доктором Фрейдом энергетика. Василий Блаженный пожар тушил в другом городе, опрокидывая стакан с водой в Москве. Для царя — чудо, нам — совпадение. Мы не Фомы неверующие, мы персты вкладываем и руки умываем. Нечувствительное к чуду племя.
Гулял как-то летом один московский философ по полям Ивановской области. Пришел к автобусной остановке. Неподалеку пастух стадо караулит. Подошел, поговорили. О погоде, о московской жизни.
Вдруг пастух спрашивает: «А правда, что Бог воскрес ?»
Философ удивился и говорит: «Ты, мужик, на Пасху в церкви бывал?» — «Так, значит, все будет!», — … автобус подошел, философ уехал, пастух отправился к своим коровам сияющий. Ангели поют на небеси.
Православный мир настоен на чуде, потому так празднуется у нас Пасха — постившимися и непостившимися. Чудо явлено. Все званые, все призваны.
Стоит Иверская часовня, идут люди, многие уже не помнят, что 70 лет ее не было. Стоит храм Христа Спасителя, многим уже надоело читать, заслоняет ли его памятник Петру I, правильно ли распорядились с деньгами, не портится ли вид. Утишение страстей, как и благорастворение воздухов, можно рассматривать как социальную и экологическую победу, а можно соотносить с усердием собственной молитвы. И тогда возникает неизбывная радость — нечаянная.
Святой Серафим круглый год здоровался, восклицая: «Христос воскрес.’», чтобы помнили, чтобы не унывали в повседневности, чтобы состоялась встреча. Чудо личной сопричастности.