Наверное, самый естественный и лучший результат осмысления подвига новомучеников и исповедников Русской Церкви XX столетия — это возвращение настоящей святости. XXI век — время возвращения святости в личную жизнь, в семью, в церковную общину и в жизнь общества (даже если мы трезво понимаем, что общество несвято, в худшем даже значении этого слова — «unholy» по-английски).
Я говорю о святости реальной, а не сказочной, которой пропитаны многие тома житий святых. Прошу понимания — я не подвергаю сомнению подвиги древних мучеников, преподобных и праведных. Святитель Николай для любой эпохи может быть настоящим маяком простой святости — жизни по заповедям и в любви Христовой.
Нам много известно о его святых поступках, но, я думаю, большинство его деяний остались неизвестными — так же, как и в жизни, наверное, почти всех святых. И поэтому главные уроки нам стоит выводить из неизвестного, но понятного.
Святые жили по заповедям Христа. Как говорил преподобный Иоанн Дамаскин, «не бойся того, что заповеди трудны для исполнения — они не трудны, многие святые исполнили гораздо больше того, что предписано заповедями».
Святые жили в действенной и сострадательной любви к людям — без различия социального и религиозного. Именно эта любовь ко Христу и ближнему запечатлелась в памяти людской более всего — она расцвечивает жития святых известными нам деяниями.
Как жить по заповедям? Чтобы по ним жить — их надо узнать, с любовью принять и не забывать. «Согрешать» почаще деятельной сострадательной любовью и перенести центр Вселенной с себя любимого на других любимых — на супругу, детей, родителей, на тех, кто остро нуждается в нашей помощи — в той мере, в какой мы можем ее оказать.
Просить Бога дать возможность помогать людям. Мы хорошо умеем просить для себя, но не всегда получаем просимое — потому как надо сначала научиться просить для других.
Я знаю одного священника, который служил на очень небогатом приходе и сам часто нуждался, но когда случалось ему или совершить «богатую требу», или получить какое-то личное пожертвование, делился средствами с тем, кому они были очень нужны, и при этом всегда говорил так: «Мне Господь самому не дает лишних денег, наверное, я не смогу ими правильно распорядиться — растрачу по мелочам и пустякам, пропью, не дай Бог. Но я счастлив, что могу эти «лишние» деньги давать тому, кто нуждается и практически не имеет надежды. И больше всего я благодарю Бога, что Он дает мне возможность помогать людям — в этом мое счастье».
Этому, наверное, его научили Христос, Матерь Божия и святитель Николай. Недаром любовь человеческая дала в житиях доброе прозвище «Милостивый» самым любимым святым, которые всегда были около людского горя и нужды. Никола Милостивый, Иоанн Милостивый, Филарет Милостивый, Павлин Милостивый…
Причем милость каждого раскрывалась по-своему. Это свидетельство многогранности таланта милосердия, которое может жить в сердце только по вдохновению Святого Духа.
Так было всегда, и так есть сейчас: одни наживали себе капитал около человеческой беды — голод, засухи, моровые болезни, войны и изгнания, а другие расточали свою жизнь, но вытаскивали других от смерти и отчаяния к жизни. И мы на примере Николая Чудотворца видим, что не только в денежном эквиваленте меряется милостыня.
Это и денежка, и кусок хлеба, и одежда для нагого, и посещение больных и заключенных. И то, что может быть в наше время важнее всего — просто подержать человека за руку, согреть его теплом своего (теплохладного даже) сердца, сказать слово утешения.
Но утешение тоже должно быть христианским, не пассивным гипнотизированием или аутотренингом — «тебе хорошо», «ты достоин лучшего и получишь это». Утешение — это слово того, кто верует в милость Спасителя, которая дается измученной окружающим Вавилоном душе за верность Христу и за покаяние.
Ведь покаяние — самая активная позиция, какая только может быть на земле. Это пересмотр всех жизненных установок, «перемена ума» — метанойя. Эта перемена может быть хотя бы в том, что я — больше не «Я», не центр мира. В центре мира — Христос и правда Его, а мы, перефразируя Тертуллиана, «маленькие рыбки, плещущиеся в кристальной воде Его милосердия».
В наше время, когда добро девальвировалось, очень немало — быть просто хорошим и порядочным человеком. Что это значит? Например, делать добрые дела, а не только философствовать о добре на кухне. Человек происходит с неба — в Боге его корни. Для земной жизни может быть достаточно просто быть порядочным и милосердным. Чтобы быть гражданином вечности, недостаточно просто носить белую ленточку.
Надо, чтобы действующей силой в нас, ведущей к добру и побуждающей его делать — был Христос, Духом Святым преображающий нас в святость. Надо мыслить христиански-стратегически — не на 20-30-50-70 лет вперед, а на вечность. Жить делами святых, а не просто умилением над реальными и приукрашенными в житиях фактами. Не в святой виртуальности, и а в реальности святых — тут, сейчас и всегда.
Но наших сил тут не достанет… И Господь дает нам помощников, среди которых святитель Николай — один из первых. Люди забыли многих святых, которых прославил Бог, но Он их всех помнит, и они также всех нас помнят!
Нам только надо поверить в то, что есть «инструменты» в Церкви, которые помогут каждому преодолеть его несовершенство. Инструменты эти нам знакомы: молитва, пост, милостыня. И если относиться к ним как к вещам живым, а не механически, молиться с умилением, но без истерики, поститься в меру ради Христа, а не ради проверки своих сил, милостыню творить в тайне ради милости и Христа, а не ради рекламы — добрый плод обязательно будет.
* * *
В пригороде Вифлеема есть город Бейт-Джала, в котором стоит храм святителя Николая, построенный в XIX-XX веках. Он возведен над пещерой — в ней святитель жил во время своего паломничества в Святую землю в IV веке.
В Бейт-Джале Николая Угодника почитают с самых древних времен. Из пятнадцатитысячного населения — 13 тысяч православных, два больших храма, крепкая православная община. В храме есть две чудотворных иконы святителя — старая и новая.
Новая написана англичанином — православным реставратором, который работал тут над воссозданием росписей и, вдохновленный рассказами о чудесах святителя Николая, написал в 2007 году его образ. Икона в сентябре 2010 года замироточила, и миро исходит до сих пор. На ней в клеймах изображены чудеса Николая Чудотворца, которые он сотворил в наши дни над храмом.
В годы арабо-израильской войны, когда бомбили храм, ни одна ракета или бомба не попали в церковь. Есть свидетельство многих простых людей и священника католического храма, который стоит через улицу: во время бомбежек над православным храмом являлся святитель Николай и собирал бомбы себе в мантию. Ничто не повредило храм…
Старая икона — XIX века — тоже имеет свою историю. Православный мирянин Майкл регулярно приобретал в одной антикварной лавке в Иерусалиме старинные вещи. Однажды ему понравилась икона святителя Николая.
Майкл честно сказал, что хотел бы приобрести икону для храма — и неверующий хозяин магазина, почувствовав, что на горячем желании верующего можно неплохо подзаработать, загнул жуткую цену. Опечаленный покупатель ушел без иконы.
И вот, через три дня ему звонит хозяин магазина и просит срочно приехать за иконой. Майкл приехал — хозяин отдает ему икону. — Сколько стоит? — Денег не надо, — отвечает и рассказывает такую историю. В первую ночь ему явился ангел со словами «Верни икону домой!»
Лавочник посчитал это простым совпадением, но на другую ночь ему явился некий старый человек и сказал: «Ты меня не знаешь и не знаешь, где мой дом, а Майкл знает, где мой дом. Отдай ему икону, и он отвезет ее в мой дом».
Вот так икона пришла в храм Николая Чудотворца. В этом же храме хранится частица мощей святителя Николая, ее передал в дар из Бари Папа Римский после того, как от католического священника Бейт-Джалы услышал историю о чудесном спасении православного храма во время бомбежек.
Бейт-Джальские события — как раз то, что может помочь нам почувствовать, что святитель Николай тут, рядом, и скор на помощь. Господь ясно дает понять, что вечность действует сию минуту — а не наступит когда-нибудь потом. На то она и вечность. А святые — живые свидетели этому.
«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 46-48).
Читайте также:
Современные чудеса святителя Николая
Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование
Словарь «Правмира» — Святитель Николай Чудотворец