Чудотворец и город
Об удивительном пророчестве святителя Петра, которое стало началом возвышения Москвы как столицы России, рассказал протоиерей Александр Салтыков.

В воскресенье (6 сентября) по благословению святейшего Патриарха Кирилла будет совершен крестный ход к восстановленному Высоко-Петровскому монастырю, основанному святителем Петром, митрополитом Московским.

Протоиерей Александр Салтыков

Святитель Петр был покровитель Москвы и он – первый из русских святителей, которые стали жить в Москве.

Святитель Петр сегодня незаслуженно забыт. А в древности в Москве и по всей России его почитали весьма сильно.

Первый московский святитель обладал удивительным чудотворным даром. Этот дар был настолько велик и общеизвестен, что иногда летопись его даже не называет по имени, а просто говорит «Чудотворец»: «У гроба Чудотворцева» произошло то-то, «Попросили Чудотворца» и так далее.

Очень важно для нас в наше время то, что святитель Петр по происхождению своему был с современной Западной Украины. Он был, конечно, русским человеком. Тогда не было никакой Западной Украины и, приходится заметить, не существовало никаких «украинцев». Были только русские люди, жившие в разных княжествах на огромных территориях Восточной Европы.

Удивительна история жизни этого святителя. Святитель Петр – родом с Волыни, и там его тоже чтут. Но чтут, прежде всего, как Петра Ратского. Дело в том, что он ушел в монастырь в очень юном возрасте, а когда стал старше, на реке Рате создал монастырь, прозванный Новодворским, и тогда же прославился в народе своими подвигами. В том числе, будущий святитель был иконописцем и его кисти принадлежит чудотворный образ Божией Матери, именуемый Петровским.

Когда во Владимире на Клязьме в 1305 году скончался митрополит Киевский и всея Руси Максим, нужно было выбрать нового митрополита. Митрополитов на Русь ставили греческие патриархи в Константинополе.

В это время престол Великого князя Владимирского занимал князь Михаил Ярославич Тверской. И в качестве кандидата на митрополичий престол он направил к Патриарху Константинопольскому Афанасию I своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. А из западной Руси галицкий князь Юрий Львович послал в Константинополь своего кандидата, игумена Ратского Петра.

Следует подчеркнуть, что была одна «земля» – Русь, разделенная на несколько сильных княжеств – Киевское, Новгородское, Владимирское, Тверское, Галицко-Волынское, и множество мелких княжеств. Тогда (как, похоже, и сейчас) раздробленность Руси была ее бедой и ее слабостью. И для каждого князя имело большое значение кто, чей кандидат станет митрополитом всея Руси.

Главным русским центром тогда был Владимир на Клязьме. Столицу из Киева во Владимир перенес еще князь Андрей Боголюбский в 12 веке. Для государственной власти было важно, где будет жить первосвятитель – в Северо-Восточной Руси со столицей во Владимире – или на Западной Руси. Тогда Москва даже не была столицей княжества – это был маленький городок во Владимиро-Суздальской земле, получается, мы с вами сейчас живем как бы на территории Владимиро-Суздальского княжества. Происходило это в 1308 году.

Божий Промысл знаменательно явил себя. Тверскому кандидату ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведён будет на престол Русской митрополии». И действительно, когда они оба оказались в Константинополе, Патриарх возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию игумена Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием из Владимира.

Получив сан, митрополит Петр должен был ехать прежде всего в Киев, который продолжал считаться номинальным стольным градом Руси. И как все его предшественники, Петр из Царьграда едет в Киев.

Киев был кафедральным городом, хотя был совершенно разорен, в нем жило всего лишь несколько сотен человек. По историческим источникам известно, что там было всего 200 домов, это меньше, чем сейчас в какой-нибудь деревне. Но в сознании русских людей Киев продолжал быть общерусской столицей Руси – «Киев – мать городов русских», – сказал еще в 9-м веке вещий Олег, и эти слова верны до сих пор – Киев навсегда останется матерью городов русских, потому что матерей не меняют.

И Первоиерархи Русской Церкви тогда (в 13-м – начале 14 веков) продолжали именоваться киевскими. Но жить там было небезопасно: постоянно грозили татарские набеги, царила нищета и фактическое безвластие. Поэтому уже предшественники Петра избирали для своего местопребывания Владимир как наиболее удобное место.

Митрополит Петр (икона XV века)

Митрополит Петр (икона XV века)

Перед митрополитом Петром стоял выбор, куда ехать, поскольку в Киеве оставаться было невозможно. Его предшественник митрополит Максим свой выбор остановил на Владимире, но он был греком и не мог иметь местных предпочтений. А митрополита Петра с большими надеждами ждали в Галиче. Но Петр из Киева поехал не на запад, а на восток, по следам своего предшественника. После Киева он поехал не в Галич – в Галицкую Русь, – а во Владимиро-Суздальское княжество.

Итак, святитель Петр поехал во Владимир – таково было его решение. Оно было обусловлено тем, что все упования Руси, надежды на ее будущее были связаны с Владимиро-Суздальской Русью.

Есть при этом сведения, что святой Петр встречался с митрополитом Максимом, когда тот однажды посещал Галицко-Волынское княжество. Это была провиденциальная встреча, о которой, наверно, святой Петр вспоминал не раз.

Итак, он стал жить во Владимире, возрождая разгромленную монголами русскую землю. Как и его предшественники, он жил на колесах, объезжая ее огромные территории, чтобы укрепить в народе веру, без которой наша страна погибла бы окончательно еще в те далекие времена.

Он посещал разные княжества, а также родное Галицко-Волынское княжество, хотя это было очень далеко и опасно. Тогда ведь было не так, как сейчас: сел в самолет и через час в Киеве. Нет, это были тысячекилометровые опасные путешествия на лошадях, через пустынные земли, дремучие леса, на дорогах были разбойники и так далее.

Во Владимирском княжестве он объезжал множество мелких городов – таких, как Серпухов, Коломна, Звенигород… Среди них однажды посетил он маленький городок – Москву. И вот в Москве его удивили жители города. Оказалось, что здесь жили какие-то особенно благочестивые люди.

В житии говорится, что они поразили митрополита Петра «кротостью своей». Попав в первый раз в этот совсем небольшой город, он изрек замечательное пророчество князю Ивану Калите: если «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших».

Князь Иван Калита послушался святого, построил храм Пресвятой Богородицы – Успенский собор в Московском Кремле. Святитель Петр сам заложил Успенский собор в Московском Кремле. Сделал это в конце августа, когда заканчивался строительный сезон, так как хотел успеть это сделать пред своей смертью, чувствуя ее приближение.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

С этого момента и начинается история Москвы как столицы Руси, начинает сбываться великое пророчество. Наши предки это понимали, и существует замечательная икона Симона Ушакова «Древо государства Российского», где изображено ветвистое древо со святыми и с государями и с иконой Владимирской Богоматери в центре, а внизу – святой митрополит Петр и Иван Калита, насаждающие это древо.

Пророчество святителя Петра осуществляется с тех пор непрерывно, в течение многих столетий, в том числе в наше время и на наших глазах оно сбывается и по сегодняшний день. Город прогнал всех своих врагов, стал больше всех городов. Возникло великое государство.

Ныне Москва даже пугает своими размерами. В нем живут святители, и теперь – Патриархи. Несмотря на то, что в Синодальный период Петр I уничтожил патриаршество, и потом почти столетие у нас был атеизм, все равно исполняется пророческое слово великого святителя. Такова сила святости, хотя, похоже, мы давно забыли, что такое кротость и вовсе не знаем, в чем ее сила.

В этом чуде прославления и возрастания Москвы явно осуществляется исполнение заповеди Христовой «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», потому что далекие наши предки были кроткими, и вот они наследовали всю русскую землю, создав огромное величайшее государство, построенное на основах Православия.

Приведенные слова Писания часто истолковываются отцами Церкви в том смысле, что кроткие наследуют «землю» Небесного царства. Но есть другое толкование о том, что и «земную землю» наследуют кроткие. Именно об этом пророчествовал святой Петр Московский. Потому что кроткие будут ее возделывать во смирении, а свирепые будут ее хищнически разорять. В общенародном смысле это значит, что когда кротость нашего народа умалится до некоей критической степени, Господь отнимет у нас и силу, и землю.

Почитание святителя Петра Московского нам необходимо возродить и потому, что он удивительно объединяет нас с Западной Украиной, которую некие силы мечтают отделить от нас не только политически, но, главное – духовно и сделать нас навсегда врагами. А святой Петр против нашего разрыва, он служит православному народу и здесь, и там, и, несомненно, призывает всех нас от Карпат до Крыма и Луганска, и до Москвы, до самых до окраин – к единению в православной вере Христовой и кротости, а вместе с этим все приложится!

Великий святитель ждет, чтобы мы постоянно ему молились, чтобы мы с мольбой приходили к его гробнице, которая по-прежнему стоит в соборе Московского Успенского собора в Кремле до сего дня. К сожалению, никто не видит эту гробницу, потому что рака святителя стоит в алтаре, а жаль.

Будет ли возрождение его почитания? Вынесут ли его гроб, или станут ли пускать в алтарь верующих людей? И конечно, мы должны стать кроткими по его заповеди. Кротость – это величайшая добродетель, которая привлекает милость Божию и любовь людей и потому творит великие чудеса.

Высоко-Петровский монастырь

***

В воскресение пойдите все на крестный ход! Молитесь святителю Петру в ваших нуждах, даже и земных нуждах! И если будем кроткими, то молитвами Пресвятой Богородицы и святителя Петра Господь Иисус Христос нам поможет во всех наших нуждах, ведущих нас в Царство Небесное и помогающее нам жить в Церкви.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.