События последних месяцев, связанные с арестом и уголовным сроком для Pussy Riot, вызвали новую волну антиклерикальных настроений. Церковь критикуют, в том числе те, кто раньше ограничивался кратким «Бог в душе, вера и религия — разные вещи». Украинские феминистки FEMEN и их «последователи» в России рубят поклонные кресты. В СМИ и блогах почти каждый день появляются новые и новые репортажи, где сторонники освобождения авторов панк-молебна в храме Христа Спасителя конфликтуют с «защитниками православия». Доходит почти до драк.
Как отражается этот процесс на российских священниках? Мы задали им два вопроса:
- Чувствуете ли Вы в последнее время возрастающую агрессию по отношению к себе, когда идете по улице?
- Появляются ли в Вашем храме новые прихожане, новые лица, новые люди, есть ли интерес и запрос по отношению к храму и общению со священником в последнее время?
Протоиерей Андрей Ефанов,
глава Информационного отдела Кинешемской епархии Ивановской митрополии.
1. Мой полузатворнический образ жизни таков, что я редко бываю на улице — по состоянию здоровья. Но даже и в этом случае все чаще приходится слышать грубые выражения за своей спиной. СМИ смогли настроить некоторую, в основном молодую, часть общества враждебно по отношению к Церкви.
Вряд ли этим людям будет легко впоследствии прийти в храм, даже когда они почувствуют в этом внутреннюю необходимость. Это страшное зло, которое непременно будет иметь далеко идущие последствия.
2. Новые прихожане всегда будут появляться, потому что рано или поздно в душе почти каждого человека звучит «внутренний голос», который зовет их в Церковь — эту духовную врачебницу. Есть такие люди и сейчас. Но, конечно, ложная информация, представляющая Церковь как «государственный институт пропаганды» или же «коммерческую структуру» смогла погасить в сердцах некоторых людей этот душевный порыв, именуемый призывающей благодатью.
К счастью, это не сказалось или почти не сказалось на уже воцерковленных христианах. Пройдет немного времени, и вновь число новых прихожан возрастет. И многим, очень многим станет очень стыдно, когда они вспомнят слова или мысли осуждения Церкви, которые родились в их сердцах под влиянием опытных политтехнологов, чья цель — дискредитировать Церковь.
Священник Сергий Круглов,
клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края.
1. Вы знаете, никакой агрессии, ни возрастающей, никакой вообще, ни раньше, ни сейчас, по отношению к себе не чувствую, как не чувствуют ее и мои минусинские собратия-сослужители. Кому бы ее и почувствовать, как не нам, мы ведь ходим обычным пешим хождением и ездим в автобусах и маршрутках, — но нет, ничего такого нет.
Напротив, в Минусинске к духовенству обычно относятся с уважением, даже иноверцы, например иеговисты, или те же пьяные на улице.
Почему так? Одна из причин проста: хотя о событиях последнего времени в далеком сибирском городке, конечно, наслышаны, ведь в эпоху интернета сводки с полей медиа-сражений доступны всем, но тем не менее среди минусинцев многие нюансы традиционного деления «провинция» — «столица» еще живы. И один из них таков: да, много всякого происходит в бурном мире — но это где-то там, «у них», не у нас…
У этого явления есть и хорошие стороны, и , увы, печальные — некоторая оторванность от чувства общецерковного, от вселенскости христианства, но тем не менее, на сегодняшний день обстановка такова: желающих покинуть «эту Церковь» из-за истории с «Пусси Риот» и «выложить партбилет» в Минусинске не находится, осквернения храмов не происходит, и люди приходят в храм именно помолиться, о себе да о своих родных, ведь у каждого достаточно своих тягот, забот и проблем, это для них гораздо важнее, чем обсудить острые церковные новости.
Вот на Успение служили праздничную Литургию, все прикладывались к Плащанице Божией Матери, Спасский собор уставлен цветами, особенно много было сибирских пахучих лилий… Скоро осень, пора сбора урожая, детей в школу надо собирать, тихие радостные лица — пост кончился!… И такой свет в окна старинного собора — день выдался тихий и погожий… Даже представить, что кто-то пришел не на праздник, а устраивать демонстрацию против попов, невозможно.
2. Появляются, хотя, может быть, в количественном отношении и не так много, как в больших мегаполисах. И достаточно много молодежи, как минусинцев, так и приезжих из соседней Хакасии — Абакана, Черногорска, Саяногорска, из сел….
Вот скоро в октябре (не в сентябре — сентябрь здесь время сбора урожая с огородов, все заняты) начнет очередной учебный год. Воскресная школа при Спасском соборе, там много лет действует неплохой лекторий для взрослых. И туда приходит немало тех, кто не являются прихожанами, просто люди «с улицы» — им интересна история христианства, интересна Библия, а двери открыты для всех. И в школу, и в библиотеку при соборе приходят, бывает, и местные баптисты, и пятидесятники , интересующиеся тем, как на вопросы вероучения смотрят православные… Да и недоступность священника для приходящих тут как-то не заведена — пришедшие всегда могут найти батюшку и поговорить.
Так что особого взлета активности населения Минусинска в связи с церковными событиями последнего времени нет, но новые люди продолжают приходить.
Священник Феодор Людоговский,
преподаватель церковнославянского языка в МДАиС.
1. Я крайне редко хожу по улице в рясе или подряснике. Впрочем, священника нетрудно вычислить в любой одежде. Никакой агрессии не замечал. Разве что повышенное внимание нетрезвых граждан — но это не новость.
2. Новые люди появляются всё время. Другое дело, что мы не можем вести здесь какую-то статистику. Так что наверняка какие-то люди появляются — и исчезают.
Кто-то остается. А иногда — по разным причинам — уходит, вероятно, и кто-то из «старичков». Наполненность храма не уменьшилась, но сильно ли она увеличилась — сказать трудно.
Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области.
1. От некоторых знакомых батюшек я слышал, что проявления агрессии к священникам имеют место, но сам с такими проявлениями не сталкивался.
А вообще все конфликтные ситуации и шум вокруг них ни на что не повлияли. В этом году на Пасху причастников было больше, чем в предыдущие годы, также увеличилось число крещений, в том числе и взрослых, а ведь теперь мы крестим не поточным методом, а с каждым беседуем, проводим специальные занятия по подготовке к крещению.
Но те, кто искал повода за что-то зацепиться и бросить в Церковь кусок грязи, считают, что они этот повод нашли, и бросают свои грязные комья. Так они и без всякого повода не пришли бы в Церковь.
2. Люди же, которые серьезно ищут Бога, мало обращают внимания на всю эту шумиху. Ко мне регулярно приходят взрослые люди, которые склоняются к тому, чтобы найти ответы на свои вопросы о смысле жизни в лоне Православной Церкви. То, чего некоторые хотели, не произошло. Народ от Церкви не отвернулся.
Фото в анонсе: Timothey, orthphoto.net
Читайте также:
Хроника кощунственных событий 2012
FEMEN, Pussy Riot и антицерковная волна: Важно понять, чего хотят от нас