– «Северная Одиссея», для которой вы написали музыку, – спектакль про «этот странный русский народ». Мне кажется, сейчас людям трудно найти верное отношение – с одной стороны, западничество, повальная критика, с другой стороны, ура-патриотизм… О чем «Одиссея»? Она пытается дать свой ответ на вопрос о национальном характере?
– Мне кажется, чем гениальны были сценаристы Петр Луцик и Алексей Саморядов – ныне покойные, к сожалению – так именно тем, что они самые простые вещи изобразили как эпос. Эта Одиссея прямо как у Гомера! Во всем это сквозит. Вроде бы на сцене происходят какие-то простые вещи, обыкновенные страсти кипят – он меня обидел, я его ударил. А при этом они друг друга постреляли, а потом, как дети, повеселились. В этом отношении есть что-то первобытное. Как у Лескова в «Очарованном страннике» люди друг друга вколачивали в землю по очереди, а потом – ни у кого никакой обиды. Они могли и убить без обиды… Но, если не убили, потом совершенно нормально могли дружить.
За этим всем стоит очень много интересных ассоциаций, совершенно не связанных с сюжетом: это как раз то, о чем вы говорите – какое у нас удивительное, загадочное государство, народ, страна. Я не говорю, что мы самые лучшие – мне кажется, это неправильно, мне не нравится эта идея о «народе-богоносце». Нравится идея, что мы – такой вот странный, парадоксальный народ, и я из него, я такой же человек.
Все вещи, которые у нас происходят, присущи и мне. Кем бы мы ни были, мы все равно все друг на друга влияем, даже те, кто пытается друг друга опровергнуть и соревнуется: левые и правые, нижние и верхние, зеленые и красные, западники и славянофилы, – они отталкиваются друг от друга, жить друг без друга не могут! И все равно это одна «тусовка». Да, вот такой у нас удивительный народ, не хуже, не лучше, чем другие, но при этом немножко другой.