— «Сирин» сегодня — это молодой талант, только что выпустившийся из музыкальной академии? Или опытный музыкант, только что получивший высокое звание? Или седовласый патриарх, способный одним выходом на сцену «убрать» всю молодежь? Какой у вас сейчас период в жизни коллектива?
— Во-первых, у нас уже выросло второе поколение профессиональных музыкантов. Моя дочь Варя уже самостоятельно концертирует. Другой взрослый музыкант Христина Зотова — дочь отца Владимира, который когда-то был Володей Зотовым, прекрасным пианистом, певшим в «Сирине», сейчас у него 10 детей, двое из них поет у нас. Полина Терентьева, которую я помню 12-летней девочкой, выносящей на сцену подарки участникам православных фестивалей, — сегодня она один из ведущих теоретиков, специалист по древнерусскому пению и по старообрядцам вообще, потрясающая певица с сольными программами. А все началось у нее с любви к «Сирину». Саша Маноцков в «Сирине» поет — известный прекрасный композитор. Про каждого из сиринцев можно целую историю рассказать.
Главное, сегодня в ансамбле работают только те люди, которые это действительно любят. Лет 20 лет назад на вопрос «Зачем вы собрали Сирин?», я отвечал, что мы изучаем древнерусское искусство, поем духовные стихи и далее в этом духе. Сейчас я говорю, что мы занимаемся сложнейшими вещами, но делаем это только потому, что очень любим это, и потому, что это нравится тем, кто нас слушает.
И в отличие от многих руководителей я приветствую, когда ребята что-то делают вне ансамбля. Каждый придумывает какие-то свои проекты, выступают дуэтами, малыми составами. Иногда их даже сложно собрать на репетицию — все заняты. Просто тех, кто занимается нашим делом, так мало, что творческая экспансия должна быть настолько большой, насколько это возможно.