– В воскресенье, 25 июня, вы будете играть Баха?
– Бах будет звучать в барочной части. В этом году на рояле будут исполняться «Времена года» Чайковского, прелюдии Дебюсси, «Мимолетности» Прокофьева, несмотря на то, что эта музыка не по Евангелию, не про духовную жизнь, а скорее про человеческие проблемы и, напротив, идиллию как романтический идеал.
Все, что связано с человеком, всегда интересно, глубоко и говорит о самом человеке. А кто такой человек? Он образ Божий. Постигая искусство, мы постигаем сами себя. Постигая себя – постигаем Бога. В этом смысле классическая музыка развивает душу. Мы черствые, заскорузлые, покрытые коростой равнодушия, сквозь которую нам сложно пробиться к подлинным человеческим чувствам и переживаниям. И через эту коросту мы к Богу часто пробиться не можем.
Очень многими духовными людьми замечено, что чутче всего относятся к религиозным вопросам деятели культуры, то есть те, у кого есть художественный вкус, кто понимает, что хорошо, а что плохо, кто различает полутона и нюансы. А почему? Потому что они уже натрудили свою душу. В этом смысле музыка – вполне аскетическое упражнение.
– Хотите сказать, что ваш фестиваль – это еще и форма проповеди?
– Безусловно. На самом поверхностном уровне – это привлечение внимания к храму, второй уровень – наше желание показать, что приходская жизнь может приобретать самые разные формы. Ну, а третий пласт – это желание дать людям возможность душевно потрудиться.
– Потрудиться, потому что классическую музыку слушать сложно?
– Все подлинное требует работы и погружения. Настоящее искусство требует работы, как и наша вера. Вот приезжают к нам люди и говорят: ах, какой необычный храм, ох, как чудесно. Но мало кто замечает, что в нем восемь осей. Редко кто задумывается, что милые летающие ангелочки вовсе не «путти». Еще реже замечают каменный блок с гроздьями винограда, помещенный на самую высоту, под свод. И редко кто сводит это воедино и задумывается: а зачем, почему все это? А потому, что все создавалась не для себя, а для Бога. Искусство всегда было средством принесения благодарности Богу. Потому это высокая и сложная работа.
Не знаю, как скоро наступит время, когда мы сможем считывать символы в архитектуре или постигать смысл мелодических линий фуг Баха. Надо быть реалистами. Но есть люди, которые уже многое понимают, и у них есть своя миссия – передавать знания другим.
Искусство ради искусства – это нечестно. Но если ты что-то в чем-то понимаешь, то для других должен стать корреспондентом, коммуникатором. Мне кажется, то, что мы делаем в Подмоклово – серьезная миссия, которая способна открыть широкий пласт православной, христианской культуры. Возможно, для многих людей это будет еще и первая встреча с классической музыкой.