Башкирское отделение железной дороги построит здесь платформу «1710-й километр». Ежегодно 4 июня родственники погибших приезжают сюда на «Поезде памяти» – служат панихиду, меняют венки, выдергивают выросшую между плитами траву. Первые лет пятнадцать, рассказывает Виктор Петрович, на место катастрофы было просто паломничество, причем в основном ездили те, кто не нашел никого. Тогда и просить дополнительные вагоны было проще: ассоциация подавала список с фамилиями, а после структурных изменений в РЖД поездка не обходится без бюрократии. За подготовку «Поезда памяти» вместе с еще двумя родителями взялся Виктор Храмов: сначала он обзванивает родственников – поедут ли, потом собирает у них документы.
– Неудобно, да, но, к счастью, отказов от РЖД пока нет, в этом году нам выделили аж три вагона! Предварительный список – 90 человек! – радуется Виктор Петрович и добавляет: – Если собрали поезд сирийской техники и по всей стране катали, значит, на это есть деньги, а уж на это дело…
Первые годы к поезду из Челябинска присоединялись жители Омской области – по подсчетам, это второй по числу жертв регион, в поездах погибли 118 человек.
– Правда, – продолжает Храмов, – многие уже ушли. И ушли в том числе по той причине, что не смогли адаптироваться, потеряв своих родных. У нас есть семья, которая двух детей потеряла, другая женщина воспитывала сына-хоккеиста в одиночку, теперь у нее никого, а у еще одной женщины погибли муж и дети. Когда уходят из жизни те, кто тебя на погост должен провожать… тут очень больно.
– А вот мое семейство. Гаврики, – с нежностью произносит полковник, показывая два черно-белых снимка на диване с леопардовой накидкой – последние портреты Светланы Храмовой и детей.