В вихре искусственного и взаправдашнего снега, в темноте ранних вечеров, расцвеченных манящими огнями витрин, в скоропостижно улетающих днях декабря к нам неумолимо приближаются «зимние праздники». Так политкорректно называют Новый год и Рождество там, где уже не хотят помнить о христианских корнях европейской цивилизации.

Чтобы разобраться в том, что происходит, нужны силы и время, а мы-то стали жить так быстро, что, собственно говоря, жить уже просто некогда: одна работа-учеба-дети-курсы-фитнес… Время спрессовывается в стопки недоделанных дел, нереализованных проектов. Вот и первые дни грядущего января уже сжаты в один запутанный клубок, в котором сплелись старые традиции и новые порядки, долг перед близкими, государственная политика, авитаминоз и депрессия, нехватка денег и необходимость подарков, а также запаса продуктов питания на долгую неделю зимовки отдельно взятой семьи в условиях городской квартиры.

Где-то, среди наших планов, одной строчкой в поздравительной открытке стучит «с наступающим Новым годом и Рождеством». Без пробелов и многоточий. Как бы мы ни хотели остановиться, конец декабря таков – все подводят итоги года, все бегают по магазинам, все наряжают елку. В обобщении «все» есть что-то утешительное. Редкий день в году можно с такой силой ощутить единство со всем окружающим миром одновременно. Праздники нашего детства давно растеряли свое величие и пафос. Лишь в Новый год с завидным постоянством люди начинают говорить о волшебстве и ждать чудес.

Собственно на этом принципе неизбежности чуда, построены все святочные рассказы. Скряга Скрудж внезапно прозревает и превращается в добродушного старичка, дети находят потерянных родителей, поссорившиеся супруги примиряются, императрица дарит кузнецу туфли для его невесты, враги прощают все друг другу, и на мир нисходит покой.

Чудеса ХХI века как-то мельче: скидка 10-ю процентами больше, бесплатная доставка, бонусы, третья пара бесплатно. В мире многоэтажных магазинов и так царит нескончаемый праздник, там все блестит и переливается в сиянии вечной юности – что еще прибавить к этому великолепию кроме еловой веточки, золотого шарика и красного банта?

Удивительно, но мне кажется, что именно тогда, в 80-е, в начало 90-х, Новый год действительно казался чудесным праздником. Потому что волшебное ощущение наполняло все вокруг: и Дед Мороз был настоящим, и елка была гостьей из другого мира. Сегодня я понимаю, в чем дело: сквозь формы светского праздника отчетливо проступала суть того, что им пытались заглушить – само Рождество. Оно не могло проявить себя во внешних формах, но мы не могли не чувствовать его прихода.

elka

Сегодня для нас все предельно ясно. Мы научились лавировать между строгостью поста и просьбами родных. Мы твердо знаем последовательность праздников и давно вычислили до какой крещенской проруби добираться сподручнее.

Праздники все ближе, а Рождество все дальше. Ведь его не купишь и не приручишь. Оно не во дворцах Вифлеема, не на площадях его, не на центральных улицах – в пещере на самом краю за пределами города. Не в порфире и виссоне – в яслях.

Когда-то, возможно, люди понимали смысл даров Рождества. Теперь мы дарим подарки лишь потому, что так заведено до нас. Из рук в руки кочуют косметические наборы, календари и статуэтки, призванные лишь свидетельствовать о выполнении нами общественного долга.

Вспоминается, как Великий князь Сергий Александрович упрекнул одну из придворных дам за роскошный, но бесполезный подарок, сделанный без особого внимания к личности того, кому он был преподнесен. Сам Великий князь относился к подаркам с особой чуткостью, стараясь каждого близкого человека одарить чем-то особенным, нужным и важным.

Можно, конечно, сказать, что мы не князья и не цари, нет у нас ни возможности, ни времени, чтобы выбирать подарки… Но что же тогда движет нами в нашей суете?

Волхвы, поднося Младенцу Христу свои дары, вкладывали в них особый смысл: золото было принесено ими Царю, ладан – Богу, смирна – Человеку, Кому суждено пострадать и умереть.

Самая суть Рождества – в даре. Главный дар этого праздника совершает Сам Бог, даруя миру Своего Единородного Сына.

Сложно что-то прибавить к разговору о проблеме коммерциализации Рождества, ведь все уже сказано. Все ясно и прозрачно. Есть, с одной стороны, великий христианский праздник Рождества Христова, а с другой – могущественный мир коммерческих интересов, без упреков совести эксплуатирующий любые высокие ценности человечества. Мир, в котором милосердный святой, одаривший бедных девушек приданым для спасения их от несчастной доли, превращается в хохочущего клоуна, рассыпающего подарки направо и налево. Дары волхвов – в яркие коробки с безделушками.

Сохранить душевное равновесие и покой в разгар всеобщей суматохи и спешки – задача сложная, но история христианства – это история подвигов и жертв.

Чудо в том, что у всего происходящего: у елочных украшений и сияющих свечей, у поздравлений и подарков есть свой глубокий внутренний смысл. Смысл, о котором стоит задуматься.

Рождество все ближе… Готовы ли мы к нему по-настоящему?

Читайте также:

Рождество на заказ

Просто Рождество

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.