Перевод Евгения Кима специально для портала «Правмир»
Недавно Алексей Криндач (иследователь и консультант при Постоянной конференции канонических епископов в Америке – прим. переводчика) опубликовал результаты исторической переписи православных христианских церквей в США 2010 г. Просматривая данные переписи, я, естественно, задумался о переписях, которые проводились раньше. Каждые десять лет в период с 1906 по 1936 гг. Бюро переписи США проводило полную перепись всех религиозных организаций в стране. Была проделана большая работа: так же, как и Криндач, много поколений спустя бюро составляло списки приходов и работало с каждым из них по отдельности. Работники бюро не спрашивали лидеров той или иной конфессии: «Сколько у вас прихожан?», а проводили опрос на каждом приходе, благодаря чему полученные ими данные были вполне достоверными. (Более подробную информацию об этих переписях можно найти в журналах Ассоциации американской статистики (American Statistical Association), выпуски декабрь 1920 и сентябрь 1927).
В дополнение к переписям 1906-1936 гг. обществом Christian Herald в 1947 г. была проведена еще одна, менее точная, перепись. Именно в этой последней переписи появились завышенные цифры, ставшие критерием исчисления православных до переписи Криндача.
Мне бы хотелось обратиться исключительно к исходным данным о населении, которые были получены по результатам переписей. Для начала ознакомимся с данными переписи 1906 г. В то время православное население Америки выглядело следующим образом (без Аляски):
Греки – 90751
Русские – 19111
Сербы – 15742
Антиохийцы – 4002
В общей сумме получается 129606 православных в Соединенных Штатах Америки. Через десять лет православных стало чуть ли не в два раза больше: 249840. Большую роль в этом приросте сыграли русские, число которых увеличилось на более, чем 80000 человек. Думается, что большая часть новых членов Православной Церкви были бывшими униатами.
Греки – 119871
Русские – 99681
Сербы – 14301
Антиохийцы – 11591
Румыны – 1994
Болгары – 1992
Албанцы – 410
Активный рост русской церкви в континентальных штатах начался во время эпохи святителя Тихона (1898-1907) и святого праведного Алексия Товта (1891-1909). Однако цифры показывают, что по-настоящему большого прироста православных не наблюдалось аж до 1906-1916 гг. Забавно, что этот период практически полностью совпадает со временем епископства архиепископа Платона, который правил епархией (причем, правил железной рукой) с 1907 по 1914 гг. Архиепископ Платон поощрял обращение униатов в православие, но хотел, чтобы обратившиеся становились целиком «русскими»: отказывались от своих языков и традиций и взращивали в себе «русскость» во всех отношениях. Несмотря на то, что такой подход противоречит традиционным принципам православного миссионерства, которых придерживался тот же святитель Иннокентий Аляскинский, архиепископ Платон все же стал свидетелем бурного роста русской епархии.
Еще через десять лет, в 1926 г., прирост православного населения в стране стабилизировался. С общим количеством в 294394 человека американское православие выросло менее, чем на четыре процента по сравнению с предыдущей декадой. Но я более чем уверен, что фактические данные были больше. Нельзя забывать, что 1926 г. пришелся как раз на самый разгар раскола, когда конкурирующие церковные юрисдикции вели борьбу за каждую этническую группу православных. Учитывала ли перепись 1926 г., скажем, антиохийцев, подчинявшихся русской Североамериканской Митрополии, и тех, кто входил в прямую юрисдикцию Антиохийского Патриархата? Подобный вопрос применим и к русским, и к грекам, и другим. Это лишь догадка, но я готов биться об заклад, что в той переписи не было учтено значительное число православных американцев. Вот ее результаты:
Греки – 119495
Русские – 95134
Румыны – 18853
Сербы – 13775
Антиохийцы – 9207
Албанцы – 1993
Болгары – 937
Особенно удивляет то, что румыны поднялись на третью строчку в списке. Я думаю, антиохийцев могло бы быть столько же, сколько и румын, но к 1926 г. на звание главы антиохийской церкви имело притязания три человека: архиепископ Афтимиос Офиеш (русская Североамериканская Митрополия), митрополит Герман (Шехади) (антиохийская юрисдикция) и новый архиепископ Виктор Абу-Ассаль (глава недавно созданной Антиохийской Епархии). Как я уже говорил выше, возможно, Бюро переписи не собирало данных со всех трех групп, и поэтому мы наблюдаем такое падение численности антиохийцев.
В любом случае, прирост возобновился к 1936 г. Православных (только основных юрисдикций без учета отколовшихся групп, вроде группы Офиеша и иже с ним) насчитывалось уже 348025 – это на 34% больше, чем в 1926 г. Такой значительный прирост был обусловлен, в первую очередь, увеличением числа греков, которых стало на 58% больше:
Греки – 189368
Русские – 89510
Сербы – 20020
Антиохийцы – 18451
Румыны – 15090
Украинцы – 11480
Албанцы – 3137
Болгары – 969
Это было уже второе десятилетие подряд, когда наблюдалось снижение русского населения. Однако нужно принять во внимание, что у русских была схожая ситуация с антиохийцами в 1926 г.: русское православие было разделено на три группы (Митрополия, РПЦЗ и Московский Патриархат), и мне кажется, что в переписи были учтены только православные, входящие в Митрополию.
Перепись 1936 г. была последней, которую проводило Бюро переписей США, но, как я говорил ранее, христианское общество Christian Herald в 1947 г. провело свою перепись. Ее результаты не вызывают доверия. Не знаю, какова их методология, но.…В общем, взгляните на эти данные, а затем я выскажу свои соображения:
Русские – 300000
Греки – 275000
Сербы – 42000
Украинцы – 39500
Румыны – 21000
Антиохийцы – 20300
Албанцы – 3137
Болгары – 1336
Складывает впечатление, что данные Christian Herald поступали напрямую из религиозных управлений, а не от приходов. Что касается прироста, то Christian Herald насчитало 702273 православных в 1947 г., почти в два раза больше, чем в 1936 г. Можно ли поверить, что американское православное население удвоилось в период с 1936 по 1947 гг.? Конечно, некоторые данные не вызывают сомнений. Например, число антиохийцев, румын и болгар увеличилось по сравнению с 1936 г. в разумных пределах. Но обратите внимание на число албанцев – 3137, ровно столько же, сколько и в 1936 г. (совершенно очевидно, что эта цифра была просто взята из данных переписи 1936 г., без каких-либо дополнительных исследований).
Могло ли число греков увеличиться с 189368 до 275000 за 11 лет? Вполне – это 45% прироста. Неудивительно, если учитывать, что за период 1926-1936 гг. их стало на 58% больше. Возможно, 275000 – цифра немного завышенная, но все-таки не из области фантастики. Греков в 1947 г. было уж точно больше 200000, даже если судить максимально строго. Но я ни за что в жизни не поверю, что в 1947 г. было 300000 русских, когда в 1936 г. их насчитывалось всего 90000. Я думаю, именно это и дало основания Православной церкви в Америке до недавнего времени говорить о том, что число ее членов равно 1000000. Если сократить число русских до мыслимых пределов, скажем, до 150000, то получится, что в 1947 г. в Америке проживало где-то 550000 православных. Принимая эти данные за условно точные, мы получим следующую информацию о приростах православного населения в период с 1906 по 1947 гг.:
1906-16: 93%
1916-26: 4%
1926-36: 34%
1936-47: ~ 58%?
Согласно результатам переписи Криндача 2010 г., на сегодняшний день в стране насчитывается 799400 последователей православия Халкидонского символа веры. Если мы примем данные переписи 1947 г. как они есть, т.е. признаем, что в 1947 г. насчитывалось 702273 православных, то получается, что за последние 63 года православное население Америки увеличилось на 14%. Даже если поделить пополам число русских в 1947 г., прирост составит лишь 45% — несомненно, скромный показатель, если учитывать, что минуло шесть десятилетий. Несмотря на то, что перепись 1947 г. была неточной, я думаю, можно смело сказать, что наша численность росла быстрее в течение 11 лет с 1936 по 1947 гг., чем за последние 63 года.
И напоследок, обратите внимание на рост в геометрической прогрессии числа сербов и украинцев с 1936 по 1947 гг. – 110% и 244% (!) соответственно. Процент прироста украинцев, каким бы высоким он ни был, все же правдоподобен, т.к. в 1936 г. украинская юрисдикция только начинала свою деятельность, и ее прирост в последующие годы в значительной степени был обусловлен обращением униатов. Не могу сказать, точен ли процент прироста сербов, но я знаю, что много сербов эмигрировало в Америку во время Второй мировой войны (включая святителя Николая Велимировича в 1946 г.). Я склоняюсь к тому, чтобы поверить в то, что в 1947 г. в Америке проживало 42000 православных сербов.
Насколько я могу судить, перепись 1947 г. несмотря на очевидные недостатки была последней точной переписью православных американцев, которая проводилась в 20 веке. С 1947 г. и до того, как Алексей Криндач начал свой труд в новом тысячелетии, православные церкви Америки (а в некоторых случаях и политики) вели свою статистику, результаты которой расходились с реальным положением вещей. Да, четыре или восемь миллионов граждан Америки могут иметь православные корни. И, может быть, еще несколько миллионов человек в детстве были крещены в православной церкви. Но было бы нелепым считать их всех прихожанами православных храмов. Историки будут признательны Алексею Криндачу за ту кропотливую работу, которую он проделал, так же как и мы сегодня признательны тем, кто провел такие точные переписи в первой половине 20 века.
ДОПОЛНЕНИЕ (10/11/10): Вчера по счастливой случайности я обедал с Алексеем Криндачем, и он отметил, что в период с 1906 по 1947 гг. куда больше американцев, чем сегодня, были верующими. Чтобы понять относительно слабый рост американского православия с 1947 по 2010 гг., нужно принять во внимание общее число верующих в Америке. Сейчас у меня нет такой информации, но думаю, что это не так просто сравнить число верующих в 1947 г. и в 2010 г.
Читайте также:
Русское православие в Америке – время возможностей