Епископ Обуховский Иона: «Мы должны принести Спасителю мира и свои дары — плоды веры»
Глава Синодального молодежного отдела УПЦ, наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря.
– Дары волхвов, как и другие святыни, связанные с земной жизнью Спасителя, в первую очередь свидетельствуют о Его Боговоплощении. Поэтому прибытие их в Украину — это, можно сказать, событие для нас. Ведь эти предметы — дары, которые волхвы принесли Спасителю мира, находились в руках у Христа и освящены прикосновением к ним рук Богочеловека, Его пречистой Матери.
Приходя к этой святыне, нужно помнить, что Христос принял на Себя человеческую плоть для того, чтобы каждый из нас мог стать богом по благодати, чтобы каждый из нас вновь вернулся в рай. Вот об этом нужно помнить и молиться перед дарами волхвов.
А еще нужно молиться воплотившемуся Спасителю о мире, что сейчас наиболее актуально для нашей страны. А также о том, чтобы в наших сердцах обретались дары, которые мы сможем Ему принести.
Ведь чем мы можем Христа порадовать? Не каким-то материальными предметами, а вещами духовного порядка, прежде всего изменением себя в евангельском, евхаристическом смысле. Все те люди, которые придут поклониться дарам волхвов, крещены, все они — христиане, так или иначе верующие в Бога. Но быть верующим и быть христианином — не одно и то же. Должны быть плоды веры. Вот, собственно, эти плоды веры мы и должны принести Христу.
***
Архимандрит Алипий (Светличный): «Можно долго спорить, те ли это золото, ладан и смирна, но почитание этих реликвий идет с древнейших времен»
Настоятель Петропавловского храма на Нивках в Киеве, ведущий рубрики «Вопросы священнику» на портале «Православие в Украине».
– Хочется напомнить такую вещь: когда в 1614 году персы разрушали все христианские храмы на Святой Земле, один-единственный храм, который не был ими разрушен, это церковь Рождества Христова в Вифлееме.
Почему? Потому что там над входом были изображены люди в персидских одеждах — волхвы: они приносили дары Христу, восседающему на коленях Преблагословенной Девы Богородицы. Персы-завоеватели не знали, Кто это изображен. Они не задавались вопросом, что за дары и откуда. Они просто увидели людей в знакомых для себя одеяниях, и это их остановило.
Далее. В записках знаменитой паломницы IV века Сильвии Эгерии мы читаем: вот, мы пришли туда-то, увидели такую-то святыню и молились. Она не занималась специальным исследованием археологических обоснований тех или иных святынь. Она приходила молиться. Она почитала на этом месте то или иное событие, и, прежде всего, совершала поклонение Богу. И в ее записках всегда указывалось, что верующие не просто молились, они оставались у святынь на ночь, чтобы совершить Литургию, причаститься в святом месте.
Такова была вера у людей IV века.
Реликвии, которые мы будем встречать в нашей стране в ближайшее время, являются, безусловно, древнейшими. И почитание их на Святой горе Афон также довольно таки древнее. И это многовековое почитание является и для нас основанием чтить дары волхвов. Можем ли мы сравниться в подвижнической жизни с братией монастыря св.Павла? Лично я доверяю преданию святых афонских отцов, а они, повторюсь, издавна почитали эту святыню.
Да, ведутся споры о ее подлинности. И мы выясняли сегодня с вами, что очень часто те или иные императоры, знатные особы использовали святые предметы, изменяя их в соответствии с характерными для своего времени представлениями. У императора Карла Великого в короне содержалась часть гвоздя, которым был распят Христос; у императора Феодосия Великого в уздечку его лошади также была вмонтирована часть гвоздя Креста Христова. Опять-таки, у того же императора Карла Великого дом был сооружен из камней постройки, в которой давал Свой ответ Пилату Спаситель. Поэтому каждый раз приобретенные императорами те или иные реликвии могли переделываться, меняться и, естественно, приобретать новый вид.
Потому, зная эти исторические свидетельства, мы не можем утверждать, что золото, которое хранится в ковчеге монастыря св. Павла, на самом деле не то самое золото, которое видел Господь, которого касалась Дева Богородица, и хранил у себя Иосиф Обручник. Но мы не можем также утверждать, что эти вещи были растрачены — потому что нигде не встречаются сообщения о том, что золото, ладан и смирна были проданы.
Тем не менее, мы читаем в Евангелии: Пресвятая Дева «сохранила слова сии как свидетельство в сердце Своем». Если Она и слова Господа все хранила в сердце, то логично допустить, что и предметы, связанные с Ним, Она также берегла. Нынешние матери, получая подарки для своих новорожденных, сохраняют их с тем, чтобы показать, когда дети вырастут. Вполне возможно, что и в древности такая традиция была также близка для матерей того времени. И если какую-то часть приношений могли потратить или расточить, то какая-то часть обязательно, скорее всего, сохранялась.
Как и кем передавалось, достоверно мы не знаем. Уж очень много утрачено всевозможных свидетельств, да и в первые века христиане вообще мало что записывали. Это их не интересовало, пока в IV веке не начало развиваться паломничество и почитание святынь. Именно с того времени нам начинают встречаться свидетельства.
Более ясные упоминания о дарах волхвов мы читаем в описании Антония Новгородского, который пишет о сосудах, хранящихся в Софии Константинопольской.
Можно спорить, те ли это ковчеги или нет, то это золото или иное. У нас могут быть аргументы как «за», так и «против». Но здесь нужно помнить: каждый христианин, который носит на себе крест, знает, что это не ТОТ САМЫЙ исторический крест, на котором был распят Господь, однако все равно почитает как великую святыню и символ ТОГО САМОГО креста. Нательный крестик свидетельствует человеку о его спасении, свидетельствует миру о том, что носящий крест — христианин, и свидетельствует Богу о верности этого человека.
Подобное вполне можно сказать и по поводу тех реликвий, которые прибудут к нам в самые ближайшие дни.
***
Протоиерей Андрей Ткачев: «Нам дан шанс обратиться к огромной массе людей, которых мы не видим в храмах каждое воскресенье»
Настоятель храмов во имя преподобного Агапита Печерского и святителя Луки Крымского в Киеве.
– Подобного рода акции должны иметь свою целевую аудиторию. «Все для всех» — не бывает. Только Литургия приносится «за всех и за вся», а человеческие дела всегда направлены на определенную категорию людей.
Для кого привозят эти святыни?
Например, для женщин, которые никогда не смогут поехать в скит святого Павла на Афоне.
Также 70% наших граждан никогда не были за рубежом, не только у святынь, а и вообще.
Очевидно, что церковные пастыри, архипастыри надеются на возможный подъем религиозности у народа.
Для того, кто укоренен в традиции, кто знает Евхаристическую Чашу, кто знает, что такое Писание и сколь оно сладко, кто принадлежит к общине православной христианской, для того великих сдвигов от привезения святыни ожидать не стоит, это не для него. Знамения и чудеса – для неверующих, а не для верующих.
Номинальных христиан у нас – огромное количество, фактических – скромное. Разрыв между фактическим христианством и теоретическим в нашей стране достигает колоссальных размеров. Поэтому, я думаю, что подобного рода акции направлены на тех, кто придет в храм по случаю, кто придет в храм за сенсацией, кто придет в храм из любопытства, кто придет в храм, потому что приехал в Киев. Для многих людей такого рода события являются поводом зайти в храм.
А вот нам теперь нужно использовать этот повод, чтобы храм стал точкой встречи человека с Христом и Его словом.
Христианство – религия словесная. Тот священный исихазм, который у нас есть, является высшей точкой православной жизни. А так всё вокруг свидетельствует о Христе. Колокола – звонят, храмы – стоят, мощи – лежат. Праздник словесен, почтим Слово словом.
Поэтому я предлагаю несколько простых вещей.
Для того чтобы звучало живое слово для людей, медленно тянущихся в очереди к реликвии, выделить нескольких священников – от 5 до 20 человек, которые приготовили бы каждый по одной проповеди по 3-5 минут и каждый час выходили бы с этим словом.
Это можно технически решить, поставив громкоговоритель. В очереди на территории Лавры (от входа под аркой до собора) люди проводят длительное время. В это время человека нужно «поймать». Обратиться к тем, кто не знает самых важных слов Евангелия, который не слышал еще никогда: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Нужно сказать унывающему – ободрись, гордому – смирись, жадному – поделись, завидующему – прекрати завидовать, невенчанным – повенчайтесь, нераскаянному – очистись, упавшему – поднимайся, и всем – Христос Воскресе, радость моя!
Для каждого нужно найти свое слово. Словесное служение – это тот шанс, который дает нам Церковь во время привезения любой святыни. Каждый раз нам, пастырям, дается не просто святыня, нам дается шанс обратиться со словом к той огромной массе людей, которых мы не видим в своих храмах каждое воскресенье.
Те православные, которые приходят в храм регулярно, – это наша паства, точка наших усилий, нашего попечения, за которых мы будем особо отвечать.
Но мы также будем держать ответ за тех, кого мы крестили и которых так и не воцерковили. Вот многие из них будут приходить к святыням, и нам нужно их «ловить». Не зря же апостолы были рыбаками, они забрасывали удочки, сети. В обычной жизни мы в основном разговариваем один на один – это забрасывание удочки, а тут мы можем забросить сеть. Там будет масса невоцерковленного народа, о них пора подумать.
В это дело нужно вовлекать уже горящих огнем талантливых семинаристов и академистов, преподавателей, образованных пастырей, которые учат будущее духовенство — чтобы все они вырабатывали смысловое ядро отношения к событию, чтобы они его артикулировали, вытягивали из него проповеднические смыслы, и чтобы эти проповеднические смыслы долетали до людей, как стрелы до цели.
Вот именно для этого, мне кажется, такие массовые акции и делаются. Поэтому, если мы начнем об этом думать и двигаться в эту сторону, мы будем со временем созерцать качественное улучшение и численное умножение паствы. Иначе «горы будут рождать мышь». Чтобы такого не случилось, нужно, чтобы огромные массы людей, приходящих к святыням, рождали себя хотя бы в виде десятины остающихся в храме. Это минимальная или оптимальная цель, которой могут посвящены подобного рода масштабные акции.
Будем надеяться, что мы такую цель перед собой поставим, как-то ее решим, а в следующие разы решим ее еще лучше. И будем делать все для того, чтобы Слово Божие распространялось и чтобы Бог прилагал спасаемых к Церкви – это главная наша задача.
***
Архимандрит Сильвестр (Стойчев): «Дары волхвов — это возможность задуматься и другим рассказать, что сделал Христос ради нас»
Преподаватель Киевской духовной академии и семинарии.
– Привезение в Киев даров волхвов – это важный повод для богословского осмысления нашего вероучения. Ведь по сути своей все, что есть в Церкви, – и литургическая, и вероучительная, и каноническая составляющая – должны иметь богословскую интерпретацию. Потому что, как говорили святые отцы, — Христос Сам первый богослов.
Дары волхвов – это возможность и нам самим, и тем людям, которые придут, еще раз задуматься о том, что сделал Христос ради нас, каковы у Него были виды служения.
Если мы об этом знаем, то должны рассказать об этом другим, тем, кто меньше знает или не имел возможности узнать. Объяснить, что Христос — это наш Царь, наш Первосвященник и наш Пророк, и эти дары напоминают нам об этих Его служениях. Напомнить, что вся наша жизнь должна строиться на вере во Христа, как Того, Кто нами управляет, Того, Кто нам помогает, и Того, кто ведет нас ко спасению.
Внешние символы ценны не сами по себе, а как то, что ведет нас вглубь веков, к Евангелию, к осмыслению цели Боговоплощения. Поэтому привезение святынь — для нас очень важная возможность еще раз напомнить всем об этой части христианского вероучения — о тройственном служении Христа.
***
Владимир Телиженко: «Главное в факте привезения даров волхвов — одно. Христос»
Глава Паломнического центра Украинской Православной Церкви
– Я хотел бы обратить внимание на событие привезения даров волхвов в контексте паломнической деятельности.
Паломничество является частью церковного предания и выражает стремление верующего человека к почитанию святыни, участию в богослужениях у святых мест и желание разделить свою молитву с верующими других Поместных Церквей, где находится святыня. В этом контексте важно, какие чувства наполняют человека, подходящего к церковному раритету – в данном случае к дарам волхвов. Что это для него — суеверие? Или же предмет веры, повод для молитвы, обращение, в первую очередь к Самому Христу? Ведь именно Господь Иисус Христос является, так сказать, центральным действующим лицом — если мы говорим о дарах волхвов.
То есть, в этой ситуации важно обсуждать и обращать внимание не столько на сам факт принесения святыни, сколько на «притецение» (прикосновение), прибытие к ней людей – что они сами несут Христу.
***
P.S. Что такое Дары волхвов сегодня?
Золото, принесенное волхвами, — это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется.
Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы — Божественная и человеческая.
Предметы хранятся в ковчегах. Один из ковчегов и будет принесен в Украину.
Дары в Москве
С 6 по 13 января 2014 года ковчег с Дарами волхвов находился в Храме Христа Спасителя в Москве.
412 тысяч человек пришли к святыне. Один паломник ждал в среднем 7-10 часов, каждый день к Дарам приходили по 50-60 тысяч человек.
Дары в Санкт-Петербурге
С 14 по 17 января 2014 г. святыня находилась в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. За четыре дня ей поклонились 165 тыс. человек.
Дары в Минске
с 18 по 24 января 2014 г. Дары были выставлены в Доме Милосердия. В первый же день к ним выстроилась 10-тысячная очередь, люди мерзли на морозе -15.
И вот теперь в Киеве…
С 24 по 30 января 2014 г. — в Успенском Соборе Киево-Печерской Лавры.