Коротко о японской анимации
Термин «аниме» произошел от английского слова animation – анимация (мультипликация). Аниме ‒ это анимация, произведенная именно в Японии. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудиторию. Многие аниме-сериалы обладают ярко выраженным эмоциональным и идейным подтекстом и служат не просто для развлечения.
С понятием «аниме» тесно связано понятие «манга» ‒ комиксы, причем в Японии они тоже не являются прерогативой исключительно детей. Само слово «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году, и означает оно «гротески», «странные или веселые картинки».
По количеству выпускаемых анимационных сериалов Япония занимает первое место в мире. Профессия аниматора в этой стране очень престижна. «Именно комиксы и анимация составляют основную “пищу для ума” юных японцев, формируют их мироощущение и самооценку», ‒ резюмирует журналист и кинокритик Борис Иванов в своей книге «Введение в японскую анимацию».
Конечно, самым классическим признаком аниме являются большие глаза. На Востоке это считается очень красивым. Кроме того, глаза, с точки зрения японцев, ‒ центральный объект на лице, тогда как в американской анимации таким объектом является рот. Они передают эмоциональность персонажа, его возраст и даже черты характера! Поэтому большеглазыми рисуют молодых, наивных, открытых героев. А вот у злых персонажей, напротив, глаза узкие.
Но не стоит думать, что аниме ‒ это лишь «большеглазые девицы с ногами от ушей» или милые «пушистики». В аниме существует огромное количество жанров. Есть мультфильмы, основанные на традиционных японских мифах, сказаниях, легендах и притчах. Настоящее аниме ‒ удовольствие для истинных ценителей Японии.
Негативное отношение к этому жанру вызывают американизированные мультфильмы с банальными сюжетами.
Сегодня подобная аниме-индустрия пошла дальше: она стала использовать детские персонажи как средство для создания атмосферы насилия, страха, ужаса, при этом главные герои – дети ‒ нередко наделены психическими расстройствами.
Надо отметить, что, впервые сталкиваясь с подобным жанром, неискушенный западный или российский зритель может впасть в состояние своеобразного шока, так как в японских аниме герои постоянно умирают, причем смерть их обыкновенно бессмысленна, а кровавые подробности ужасающи.
За каких персонажей «ролят» подростки в интернет-играх
В «тусовке» анимешников распространен термин «косплей». Это слово является сокращением английского costumed play, что переводится как «костюмированная игра». Фанаты устраивают самые разные фестивали, на которых предстают в образе своих любимых персонажей. Для этого они воссоздают костюмы и атрибутику героев своего любимого жанра из подручных материалов. Есть и профессиональные косплееры ‒ их костюмы не отличишь от оригинала!
Менее затратное удовольствие ‒ фанфики. Это слово происходит от английского fan fiction ‒ «творчество фанатов».
Правда, они требуют чуть ли не больше времени, чем косплей. Фанфики ‒ это игры, рассказы о похождениях героев аниме. Некоторые создатели фанфиков придумывают собственных персонажей, которые существуют в уже придуманном мире.
Для того чтобы начать играть, нужно подготовиться: посмотреть японские комиксы, фильмы аниме. Затем выбрать себе персонажа. Эти герои могут быть каноническими, то есть из аниме, или придуманными самим игроком. Перед началом игры каждый заполняет анкету на своего персонажа, описывает его историю, черты характера, внешний вид, особые способности.
Герои эти могут быть добрыми и злыми, вспыльчивыми и спокойными, а могут быть и с суицидальными наклонностями, психическими расстройствами, могут быть убийцами и садистами, и таких в аниме немало. Кстати, дети весьма охотно выбирают и пробуют свои силы в этих ролях!
Во многих играх часто присутствует особый контент – ненормативная лексика, которая не смущает участников игры и никак им не мешает. При этом администраторы, например, отследить и «отсечь» этот контент не могут, он присутствует в «святая святых» ‒ личных сообщениях, в которых и развертываются такие увлекательные и любимые подростками ролевые игры.
Чем чреваты подобные игры
Если верить Шекспиру, то все люди ‒ актеры в театре жизни, каждый из которых в своей судьбе играет разные роли. В психологии накоплен огромный экспериментальный материал, который доказывает, что иной человек так входит в играемую в жизни социальную роль, что никак не может из нее выйти.
Существует реальная опасность, что подросток, чья психика весьма лабильна, не сможет в какой-то момент времени выйти из той игровой роли, к которой привык в виртуальной реальности.
Оценивая влияние аниме на психику подростка, надо отметить, что, настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, любой человек неосознанно способствует их осуществлению в реальности.
Говоря иначе, фиксация на ролях психов, суицидников или убийц может сдерживать нормальное общение в реальной жизни, способствовать появлению депрессивных состояний, которые приводят в ряде случаев к обесцениванию жизни и попыткам суицида. Проигрывание сценариев, которые заданы подростку, к примеру, в аниме, непонятно, к какому «светлому» будущему его приведут.
Опасность стать зависимым от компьютерной игры, как ролевой (максимальный уход от реальности), так и неролевой (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от набора очков), грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день.
К сожалению, таких детей сегодня становится все больше и больше.
Так что же делать?
Один из путей – работа с жизненной перспективой.
Перспектива жизни – один из самых значимых аспектов личности, который становится решающим фактором самоопределения в подростковом возрасте.
При этом надо отметить, что представления человека о том, каким он будет через 10, 15, 20 лет, что бы ему хотелось делать и т. д., – важные показатели его психического состояния. Так, в ситуации длительного стресса многие люди уходят в две крайности: планируют или только ближайшее будущее (живут по принципу «здесь и теперь»), или уходят от планирования обозримого будущего в планы отдаленного будущего (мечты).
За нежеланием же подростка выстраивать свою жизнь обычно стоят довольно серьезные проблемы. В первую очередь такое отношение свойственно детям, оказавшимся в ситуации отсутствия семейной поддержки. Приведу конкретный пример.
Даша – подросток 14 лет, в последний год серьезно «подсела» на аниме, забросив школьные занятия. Произошло это не сразу: в шестом классе Даша, слабо сдав экзамен по математике, не попала в математический класс и, покинув школу, в которой училась с первого класса, перешла в другое учебное заведение. Данное событие чрезвычайно повлияло на ее амбициозную маму и бабушку, которые заявили девочке, что разочаровались в ней.
В седьмом классе девочке наняли репетиторов по нескольким предметам, при этом пришлось бросить танцы (из-за отсутствия времени), которыми Даша много лет успешно занималась. В конце учебного года девочка «пошла вразнос», стала делать все наперекор близким взрослым, целые ночи проводила за любимым занятием – просмотром аниме.
Все лето Даша провела за этим занятием, перестав общаться не только с родными, но и с многочисленными подругами. Когда Дашу спрашивали, как она видит свое будущее, она говорила, что «поедет в Японию и будет работать там, озвучивая аниме».
Один из путей работы с таким подростком ‒ это формирование реальной жизненной перспективы.
Как правило, состоит такая работа в следующем:
- Подростка просят сформулировать свои цели на ближайшие год, два… пять лет, пытаясь при этом в воображении представить картину собственного будущего.
- Ребенок должен определить, что ему нужно сделать в течение каждого из этих лет, чтобы реализовать поставленные цели.
- Хорошо придумать свой девиз на ближайшие три месяца и записать его на специальной карточке. Каждый раз, когда ребенок будет чувствовать себя неуверенно, он может доставать эту карточку и читать то, что сам себе написал. Каждые три месяца девиз должен обновляться.
- В конце каждого года молодой человек должен сопоставлять полученный результат с запланированной целью.
Смысл проведения такой работы ‒ рефлексия своих жизненных приоритетов и планов. Кроме этого, «видение» себя в будущем играет роль самовнушения, оказывающего «программирующее» воздействие на поведение человека в самом широком спектре жизненных ситуаций.
Однако надо заметить, что выстраивать реальные жизненные цели подростку должен помочь близкий взрослый. Хорошо бы при этом, чтобы амбиции родителей не помешали жизненному самоопределению ребенка. В противном случае подросток может уйти в любую зависимость, в том числе и в зависимость от аниме.
Н. А. Пастернак,
кандидат психологических наук