Очевидно, что «Православный F.A.Q» — это плохая реализация хорошей идеи. А как сделать, чтобы получилось хорошо? Предложения высказывает Сергей Худиев.
«Православный F.A.Q» вызвал бурную дискуссию, и это очень хорошо. Интересно, что и организаторов мероприятия, и его непримиримых критиков объединяет некая общая проблема — негативизм, не провозглашение, а отрицание. В этом отношении характерно одно недоразумение, связанное с этой акцией. На ней представлены «иконы» Сталина, Махатмы Ганди, Эйнштейна, Бандеры и других лиц, которых было бы несколько странно сопричислять к православным святым. Некоторые из них — злодеи, некоторые, напротив, люди почтенные, но едва ли православные.
Цель устроителей тут довольно очевидна — предостеречь людей от ложного почитания изображений, которые иконами не являются. Сетевые критики воспринимают это ровно наоборот — как будто устроители хотели презентовать эти изображения в качестве православных икон, что, конечно, было бы кощунством и ересью.
Да, не поняли; но сама идея «неиконостаса» практически обречена на то, чтобы быть непонятой. Православие не определяется через своих противников. Оно не определяется через его искажения. Оно определяется через свое положительное содержание.
Критики говорят о том, что устроители «F.A.Q» вместо того, чтобы проповедовать Евангелие, нападают на врагов; этот упрек во многом справедлив. Но и сами критики делают ровно то же самое — вместо того, чтобы проповедовать Евангелие, тратят время и силы на борьбу со страшными врагами в лице организаторов акции.
Это очень естественно и очень по-человечески — людей на какую-либо активность (в частности, в интернете) более всего мотивируют эмоции, а негативные эмоции нам даются гораздо легче, на то оно и грехопадение. Я сам написал кучу критических статей, и знаю, что писать негативную критику гораздо легче — стоит как следует вознегодовать, раздухариться, а потом текст несется уже сам собой.
Но это не то, с чем мы посланы. Мы посланы проповедовать Евангелие. Евангелие имеет своим содержанием не врагов Православия (кого бы мы в эти враги не зачисляли), а спасительные деяния Бога в Господе нашем Иисусе Христе.
Поэтому мне хотелось бы обратиться с предложением. Хорошо, вот так как это делали устроители акции «Православный F.A.Q» проповедовать Евангелие нельзя, это издевательство, профанация и ужас что такое. Давайте обозначим, как надо проповедовать Евангелие. В советское время в одной из газет была рубрика «Если бы директором был я». Давайте подумаем, какие миссионерские действия мы бы развернули, если бы нам дали все требуемые ресурсы. Какие бы плакаты нарисовали, акции провели или компьютерные игры придумали. Вообще обошлись бы без плакатов, акций и игр? Хорошо, но ведь что-то бы сделали? Что именно? Какие будут предложения?
Наверно, умные, образованные, энергичные люди, искренне озабоченные делом спасения душ, могут употребить себя и на что-то большее, чем разгромная критика чужих попыток. Следуя собственному призыву, выдвину свое предложение.
Я думаю, что существует нужда в неком вводном тексте (мне это видится как гипертекст), который объяснял бы, в чем состоит Благая Весть, которую возвещает Церковь, и к какой реакции на это возвещение Церковь призывает. Можно было бы делать что-то вроде ответов на вопросы, но вопросы у человека возникают в отношении чего-то хотя бы отчасти знакомого. Человек, которому просто не возвещено Евангелие, не может поставить никаких вопросов; а вопросы, которые люди часто ставят в интернете, показывают, что надо объяснять все сначала.
Текст, который объяснял бы все сначала, текст, обращенный к неверующим людям, далеким от церковной ограды, языка и мышления Церкви, и был бы очень важен. И, я уверен, у многих из читателей — и постоянных авторов Правмира — есть и опыт, и знания, и способности, чтобы принять участие в его создании.
Он мог бы выглядеть примерно так — очень краткое изложение со ссылками, ведущими к более подробному изложению, а там — ссылки, ведущие к еще более тщательному разбору. Действуя вместе и прислушиваясь к советам друг друга, мы могли бы создать миссионерский инструмент, который, если бы его одобрило священноначалие, мог бы оказаться полезным всей Церкви.
Пока я просто выдвигаю идею; и я надеюсь, идеи есть и у других — давайте их обсудим. Давайте не ограничиваться критикой того, что другие люди делают неправильно. Давайте попробуем сделать правильно.