О давках и безумиях на распродажах мы обычно читаем в зарубежных новостях перед Новым годом и европейским Рождеством. И вот в минувшее воскресенье давка, закончившаяся для нескольких человек госпитализацией, произошла на распродаже компьютеров в Москве. Люди пришли купить компьютеры в два раза дешевле обычного. И настолько взыграл животный инстинкт, культивируемый рекламными кампаниями, что оказалось неважным, что на твоем пути к стеллажу лежит человек, можно перешагнуть или даже пройтись по нему. От бедности ли так происходит, от отчаяния и невозможности купить себе компьютер в нормальных условиях? Едва ли: ведь на Западе, где доход на душу населения значительно выше, такие давки намного более часты. И с другой стороны, воспоминания тех, кто прошел через лагеря свидетельствуют — и в лагерях люди не зверели так.
Патриарх Кирилл так рассказал о проблемах общества потребления:
«Современное общество называют обществом потребления. Возможно, нынешний кризис немного поможет осмыслить опасность построения такого общества. Дело в том, что если вы не сопровождаете свой жизненный выбор сильной нравственной мотивацией, то теряется очень важный критерий.
Я поясню свою мысль. У человека появляются деньги, и он покупает то, что ему необходимо. Это законно и правильно, особенно для нашего народа, который еще в полной мере из нищеты-то не вышел. Вот появляются средства, и первое, что человек делает, — покупает себе какую-то одежду, автомобиль, потом устраивает свое жилище, приобретает бытовую технику. Все укладывается в некую моральную норму: ну, действительно, современный человек должен иметь средства транспорта, он должен иметь досуг, который нужно проводить содержательно, потому что досуг является очень важным фактором, влияющим в том числе на духовную жизнь человека.
Казалось бы, что процесс приобретения материальных средств полностью соответствует потребностям человека, но это происходит до определенного времени. В какой-то момент жизни человек теряет способность ответить на вопрос: нужно мне это или нет? что это — похоть плоти, как говорит христианская аскетика, когда плоть порабощает разум? это движение инстинкта или мой сознательный выбор — приобретать все больше, и больше, и больше, и больше? Процессу приобретения материальных благ нет предела — вот в чем трагедия. Можно купить один дом, два дома, три; одну яхту, две, три. Мы же знаем, что происходит: один самолет, второй, третий, затем снабдить их системой противовоздушной обороны и так далее — можно ведь любые фантазии реализовывать.
Но что это означает по отношению к обществу, в котором ты живешь, по отношению к неимущим людям? Как этот способ безудержного удовлетворения своих страстей влияет на твою собственную жизнь? Получается, что я уже второй раз буду цитировать одного олигарха. Я спросил этого очень богатого человека: «Скажите, пожалуйста, а Вы испытываете удовольствие от того, что приобретаете новую вещь?» Он даже не понял, о чем я его спросил. Я уточнил: «Ну, вот Вы что-то покупаете себе, своим близким, приобретаете какую-то вещь. Вы испытываете удовлетворение от того, что вы ее купили?» Он улыбнулся: «Пожалуй, в тот самый момент, когда подписываю чек». То есть у человека нет даже продолжительного удовлетворения от этого приобретения: он купил и тут же забыл. Простые люди покупают и радуются: зашел в магазин, купил что-то себе простое, например, одежду какую-то, соседям, родственникам показал. Радость у человека от того, что он что-то приятное сделал.
Безудержное потребление убивает эту радость — человек сам себя обкрадывает. И тогда у него возникает совершенно другие «уровни удовлетворения». Некоторые, например, получают удовлетворение от того, какое место в списке журнала «Форбс» они занимают, и переживают как личную трагедию, если в этом списке они опускаются вниз. Каждый играет в свои игрушки, но эти игрушки опасны для человека.
Если все общество встанет на путь безудержного потребления, Земля наша этого не выдержит, не хватит ресурсов. Уже доказано, что если средний уровень потребления всего мира будет таким, как сейчас в Соединенных Штатах, то основных ресурсов хватит на 40-50 лет. Это означает, что Земля не способна поддерживать такой цивилизационный проект. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. Тогда что есть эти колоссальные имущественные диспропорции между богатыми и бедными? Это грех.
И вот в этом смысле кризис может многому научить: он может научить людей сдержанности, он может научить людей рачительно относиться к своим финансовым возможностям. В связи с этим я выскажу мысль, может быть, неожиданную для этой аудитории: очень важно научиться христианской аскезе. Аскеза — это ведь не жизнь в пещере и постоянный пост, аскеза — это способность регулировать, в том числе, и свое потребление идеями и состоянием своего сердца. Аскеза — это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством обладали и богатые, и бедные. Таков ответ Церкви: мы должны научиться управлять своими инстинктами, своими страстями, и тогда цивилизация, которую мы построим, не будет цивилизацией потребления».
Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла в прямом эфире украинского телеканала «Интер»
Правила поведения в толпе: как выжить во время давки
Социальные психологи выделяют несколько простых рекомендаций, как не стать жертвой толпы: не идти против толпы; при необходимости пересечь толпу (пересекать ее по касательной или по диагонали, при этом следуя движению шашечной фигурки); не смотреть в глаза людям в толпе и не двигаться, опустив глаза в землю (движение с опущенными глазами ‑ это движение жертвы). Взгляд должен быть направлен чуть ниже лица с включением так называемого переферийного зрения. Этот взгляд позволит вам отслеживать всю ситуацию в целом, не фиксируясь на отдельных деталях.
Специалисты различают два вида поведения в толпе: на улице и в помещении. Во многом они сходятся, но существуют нюансы. В замкнутом пространстве (на концерте или на ином массовом мероприятии) при возникновении опасности люди вдруг начинают все одновременно искать спасения, т. е. хотят из этого помещения выбраться. В подавляющем большинстве случаев это происходит хаотично. Особенно активными становятся люди, находящиеся вдалеке от выходов. Они начинают изо всех сил напирать на тех, кто впереди, а в результате большинство «передних» оказываются прижатыми к стенам. Возникает давка, в результате которой в самом прямом смысле очень многие люди могут оказаться (и оказываются) раздавленными между каменной стеной и стеной людских тел.
Специалисты советуют запоминать места выхода и пути к ним, потому что больше шансов спастись у тех, кто знает, где находится ближайший выход. Особенно важно устремиться к нему прежде, чем толпа придет в движение. Однако, когда толпа набрала полную силу, попытка перемещения сквозь ее толщу может иметь самые негативные последствия. Специалисты считают, что самое разумное, выждать, пока основной поток схлынет. По их мнению, устремляться в узкие проходы, когда толпа уже набрала силу, допустимо лишь в случае пожара, который к тому же распространяется очень быстро, или тогда, когда в результате обширного сгорания пластиковых материалов и покрытий в зале образуется «душегубка».
Надо остерегаться стен и узких дверных проемов. Для этого надо постараться:
‑ попасть в «основное течение», что, впрочем, также небезопасно;
‑ вернуться немного назад, где все‑таки посвободнее;
‑ попробовать лечь сверху на людской поток и, перекатываясь или ползя по‑пластунски, пробираться к менее забитому месту. Особенно это актуально при спасении детей: нередко данный прием ‑ единственная надежда. Ребенок просто не сможет выжить в обезумевшей толпе взрослых, хотя бы в силу своего роста. Поэтому, если есть силы, ребенка лучше посадить на плечи и продвигаться так дальше. Или двое взрослых могут, повернувшись лицом друг к другу, создать из своих тел и рук подобие защитной капсулы для ребенка.
Если ждать невозможно, то бросайтесь в толпу, но с головой, но при этом заранее обязательно максимально (еще лучше — полностью) необходимо опустошить свои карманы, так как практически любой предмет при огромном давлении в середине толпы способен нанести серьезную травму не только себе, но и любому из окружающих людей.
Необходимо снять с себя длинную, чересчур свободную, к тому же оснащенную металлическими деталями одежду, а также все, что может сдавить шею, т.е. шнуровку куртки, галстук, медальон на шнурке, нательный крест на цепочке, любые драгоценности и бижутерию. Руки не должны быть прижаты к телу, они должны быть согнуты в локтях, кулаки направлены вверх, тогда руки смогут защитить грудную клетку. Можно также сцепить ладони в замок перед грудью.
Уличную толпу принято считать не столь опасной, как в замкнутом пространстве. Однако психологи с этим не согласны, считая, что уличная толпа чаще выступает в роли носителя агрессивных настроений и что по количеству преднамеренных жертв уличная превосходит толпу в замкнутом пространстве.
В целом правила поведения во время массовых уличных скоплений почти не отличаются от тех, что были приведены выше, но все‑таки имеют свои особенности. Первое правило гласит: Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события. Если оказались в толпе, позвольте ей нести вас, но попытайтесь выбраться из нее. При приближении толпы необходимо ретироваться в боковые улицы и переулки, используя также проходные дворы. В некоторых пособиях по выживанию также рекомендуется, при невозможности уйти на соседние улицы, использовать в качестве укрытий подъезды, через которые можно подняться на крыши домов. Но подъезды могут быть закрыты (что чаще всего в последнее время и случается). Тогда в тех же пособиях рекомендуется разбивать окна квартир, расположенных на первых этажах, и через них проникать в подъезды.
Оказавшись в движущейся толпе необходимо держаться подальше от любых стен и выступов. Особенно опасны в этих случаях всевозможные металлические решетки. Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа. Одежда должна быть удобной, плотно облегающей фигуру, желательно спортивного типа (то же относится и к обуви, которая должна быть крепко зашнурованной). На улице следует держаться с краю толпы, а не стремиться в гущу событий.
Если в замкнутом помещении может принести пользу знание расположения ближайших аварийных выходов, то на открытой местности таким же полезным окажется знание топографии данного района. Не надо пытаться сопротивляться стихийному движению толпы, цепляться за стены или фонарные столбы.
Нельзя останавливаться и пытаться поднять что бы то ни было. Также никакая полученная травма не должна стать причиной остановки. Если вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Вставать необходимо именно по ходу движения толпы. Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.
Если в толпе оказались еще люди, не потерявшие голову и способные защитить детей и женщин, то вполне возможно организовать совместные действия и рано или поздно выбраться из плотной толпы. Для этого выстройтесь клином, внутрь которого поместите детей и женщин, после чего, раздвигая разрозненных окружающих, дрейфуйте в сторону.
В толпе можно дрейфовать, как корабль по реке. Заранее оцените направление и целеустремленно двигайтесь по нему.