Тема нашей сегодняшней беседы была предложена одним из вас.
Я обратился к одному своему другу, нашему постоянному слушателю, который несколько лет назад женился, с просьбой: «Помоги мне выбрать тему для следующей передачи. Никак не могу придумать, о чем говорить. Что посоветуешь?» Он спросил: «Есть какие-то требования к выбору темы?» — «Нет, — сказал я. – Полная свобода действий. Наша передача потому так и называется – «Незримый переход», — что во время беседы мы спокойно можем переходить с одной темы на другую, поскольку цель наших бесед всегда одна – помочь людям приблизиться к Богу и стать сознательными членами Его Церкви».
Тогда мой друг сказал: «У меня семья. Почему бы тебе не поговорить про семью? Скажи что-нибудь и для нас».
Вот почему сегодня, вовсе не желая вторгаться в чужое для себя пространство (ведь ничьим отцом по плоти я не являюсь и никогда не буду), я все-таки попробую сказать пару слов на эту тему.
С другой стороны, меня вдохновляет тот факт, что в церкви к любому священнику обращаются словом «отец». Неважно, есть у священника семья или он монах – всё равно его называют отцом.
Как говорил старец Паисий – иногда человек, у которого многодетная семья, становится будто безбрачным, когда усиленно молится о даровании детей своим бездетным друзьям. «А я, монах, — прибавлял старец, — хоть и не имею собственных детей, но при этом ощущаю себя сверхмногодетным, потому что множество семейных людей приходят ко мне с проблемами и вопросами о семье и детях. И хотя я никогда не сталкивался с подобными проблемами, но всё же, так как мое детство также проходило в семье, я помню и знаю, что такое семейная жизнь и потому отчасти понимаю супругов, которые приходят ко мне поделиться своей болью, искушениями, радостями и скорбями. Особенно скорбями».
Каждый раз, встречаясь с родителями – людьми, которых Сам Бог призвал стать Его соработниками в деле спасения мира и создания новых личностей, новых людей, наследующих со временем Царство Божие, — я испытываю благоговение.
Личность родителя священна. Это очень уважаемые люди – ведь у них особое призвание, особая миссия. Видишь ты, к примеру, женщину. И тут тебе говорят, что она — мать. С этого момента ты смотришь на нее уже по-другому. Можно сказать, она приобретает в твоих глазах авторитет. Какой бы ни была эта женщина, она – мать. Мнение о ней тут же меняется, поскольку она дала жизнь одному, двум или больше детям. То же самое и с отцом. Родители – люди, заслуживающие уважительного отношения, даже почета, благоговения. Потому я и отношусь так к семейным людям. К вам.
И семейные проблемы касаются каждого из нас, потому что все мы имеем отношение к семье – прямо или косвенно.
Вот почему сегодня решил поговорить о семье и семейных отношениях.
Создал семью – всё, у тебя нет больше своей воли
На самом деле брак – это подвиг. И родители – великие подвижники. С того момента, как человек создал семью, — всё, беззаботная жизнь закончилась, больше не будет ни минуты покоя. Есть семья – значит, есть и заботы. С момента заключения брака, создания семьи личная жизнь перестает существовать. Вот я, например, когда прихожу домой, то, закрыв дверь, оказываюсь в безмятежном одиночестве. Захочу – поговорю по телефону, пообщаюсь с кем-нибудь, а не захочу – посижу в спокойствии и тишине.
У семейного человека так не получится.
С момента заключения брака и до самой смерти у него нет ни минуты покоя, потому что проблемы, появляющиеся в семейной жизни, — это проблемы без конца и края.
Вот почему родители – великие подвижники, а семья – великий подвиг. И я глубоко убежден в том, что говорю. Создал семью – всё, у тебя нет больше своей воли, своих стремлений и целей. Сколько матерей жертвуют своими профессиональными знаниями и дипломами, воспитывая детей! Сколько людей поступаются своими планами и желаниями ради других! Даже от еды иногда приходится отказываться, чтобы хватило остальным; и отпуск уже не планируется так, как раньше, — а с учетом интересов всех членов семьи. Может быть, и хочется куда-то поехать – но если кто-то в семье не может или отказывается, приходится жертвовать своими желаниями. То же касается и повседневных расходов. Нравится тебе, к примеру, какая-то вещь, и хочется ее купить — но вместо этого ты покупаешь необходимое для детей.
Это – большой подвиг, великая жертва.
Даже великие афонские подвижники, старцы, говорят, что, осознав, какой подвиг представляет собой семейная жизнь, начинают испытывать благоговение перед людьми, у которых дети. Ведь это иная, особая разновидность подвига в нашем мире. Этот подвиг отличен от монашеского подвига, но столь же велик, значим и благословлен Господом.
Какие у человека родители? Какая у него семья? В мире огромное количество семей, и в каждой – свои проблемы, свои трудности. Сколько семей, столько и проблем, особенностей. Каждая семья уникальна – со своими характерными чертами и порядками. Поэтому, когда человек рассказывает о своих родителях, его слова не могут быть применимы ко всем родителям в принципе.
“Отче, я хочу устроиться на работу, чтобы не жить дома”
Например, у кого-то сын или дочь постоянно отсутствуют, их не бывает дома. И проблема у родителей здесь в том, что они не видят своих детей, теряют их, теряют контроль над ними – дети уходят. А в другой семье проблема носит чисто противоположный характер: родители беспокоятся, что ребенок целыми днями сидит в своей комнате, не желая никуда выходить, ни с кем общаться, не желая ничего. Сидит и сидит без развлечений, без радости – неподвижный, унылый, погруженный в себя.
Какие-то родители волнуются, что ребенок постоянно молчит, что он закрыт и замкнут. А те, у кого ребенок, напротив, с буйным, неспокойным характером, переживают: «Как с ним быть? Ни минуты не молчит, говорит без остановки, постоянно всем надоедает, постоянно возбужден…»
В принципе, такие примеры как раз и показывают, что одинаковых родителей не бывает. Невозможно всем родителям дать одинаковую характеристику. И потому каждой семье нужно посвящать отдельную беседу. Для этого и существует исповедь – когда священник разбирает проблемы каждой семьи в своем приходе по отдельности. А передачи, беседы (неважно, по радио или в храме, на приходе), книги, которые мы читаем, — они просто дают нам общее представление, основанное на некоторых общих чертах, и погружают нас в единую атмосферу, демонстрируя ряд картин, из которых каждый может выбрать ту, что подходит ему лично.
Услышав что-то «свое», ты обращаешь на это внимание. Или даже не «свое», а имеющее отношение еще к кому-то. В таком случае можно помолиться за этого человека – даже если услышанное не имеет к тебе прямого отношения.
Я знаю детей, у которых с родителями настолько натянутые отношения, что они приходят ко мне и говорят: «Отче, я хочу устроиться куда-нибудь на работу, чтобы к лету уже не жить дома. Пусть зарплата будет небольшая, главное – чтобы хватило на съёмную квартиру и можно было переехать». А жилье у этих молодых людей, надо сказать, совсем не тесное, места всем хватает, но сил там жить больше нет. Да, у каждого есть своя комната, но с родителями при этом постоянная вражда, общаться невозможно! Все живут в постоянном напряжении.
А в других семьях – свои проблемы. Свои радости, свои проблемы. Это нормально, что у нас возникают разные мысли при обсуждении таких вопросов, но все мы понимаем: тема семьи очень сложна, здесь всегда – масса проблем, и нельзя, замкнувшись в собственном семейном кругу, оставаться безучастными к проблемам других. Будем молиться о них, откроем душу навстречу людям!
Пусть все, у кого сейчас всё хорошо и семейная жизнь благословенна, благодарят Господа, прославляя Его, и, радуясь Его дарам, становятся источником радости для своих ближних. А если приходится проходить испытание, будем принимать его в Церкви, пред очами Христа, с верой в Него.
Ведь в любом случае, дорогие родители, ко всем нам – и ко мне, бездетному монаху, и к тебе с детьми – относятся слова Иоанна Предтечи, которые он произносил в пустыне, а точнее, всего одно слово (настолько краткой была его проповедь): «Покайтесь!» Всем нам необходимо покаяние и понимание того, что нашему уму, нашим мыслям нужны перемены; что нужно открыться навстречу свету, мудрости и просветлению от Бога, и тогда мы совершенно по-другому будем воспринимать свои семейные проблемы.
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала “Правмир”