Точки на шкале отношений
Мы продолжаем обсуждение проекта документа «О церковном браке». На вопросы «Правмира» отвечает протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного культурного центра «Экклезиаст» (г. Липецк).

Отец Димитрий, показался ли Вам документ о браке достаточным во всех пунктах или чем-то хотелось бы дополнить?

Протоиерей Димитрий Струев

Протоиерей Димитрий Струев

– Поводов для серьезной критики я не увидел. Разве что сделал бы оговорку вот по какому поводу: там сказано, что венчание совершается только после заключения брака в ЗАГСе, а исключения могут быть только в совершенно особых случаях.

Я думаю, что если уже заявление подано и процесс запущен, а будущие супруги считают венчание более важным и хотели бы обвенчаться накануне регистрации, то почему бы не пойти им навстречу? Я бы предложил внести пункт о возможности венчания накануне регистрации. Чтобы вместо свидетельства о браке могла бы быть просто справка о том, что заявление подано.

И священник, особенно в тех случаях, когда речь идет о прихожанах, в намерениях которых он не сомневается и достоверно знает, что заявление у них принято и дата регистрации назначена, мог бы со спокойной совестью совершить венчание.

Считается, что решение о необходимости гражданской регистрации брака до венчания обусловлено в первую очередь уважением к государству, к закону, но думаю, что таинство венчания, совершенное за неделю до государственной регистрации, попранием государственных законов не будет.

Однако есть и другая мотивация требования свидетельства о браке: в перестроечные годы, когда стали массово открываться храмы и у народа проснулся интерес к православию, было много случаев профанации таинства венчания, когда люди шли на венчание без серьёзных намерений, как сейчас принято говорить, «по приколу».

Или еще хуже – я слышал о ситуациях вроде такой: взрослый дядя в состоянии «седина в бороду, бес в ребро» имеет любовницу. Для пущей романтики прелюбодеи идут в храм венчаться, а когда законная жена узнает о неверности, он её ставит перед фактом: а мне с ней не грех, мы в церкви венчаны. Жена приходит в епархиальное управление: «А я теперь вообще кто? И что мне теперь делать?» Может, не дословно так, но подобные эксцессы бывали. И вот во избежание таких ситуаций, которых не должно быть, было принято решение на уровне Синода, что брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе.

Но одно дело, когда к священнику приходят люди, которых он первый раз видит, и просят обвенчать их как можно скорее, а другое дело – постоянные прихожане, чье становление отношений и подготовка к свадьбе происходили на глазах священника – во втором случае не вижу смысла ставить жесткое требование, чтобы венчание было только после регистрации, а не на неделю или две раньше, например.

Пункт о возрастном цензе у многих вызывает недоумения: сначала пишется, что цель христианского брака – это «достижение нерушимого единства со Христом». И тут же пишется о максимальном возрастном цензе. Что, если женщине 61 год, а мужчине – 71, то они уже не могут достигнуть нерушимого единства со Христом?

– Там есть оговорка, что это не касается тех людей, которые уже много лет в браке живут. А что касается тех, кто только вступает в брак в пожилом возрасте… Я думаю, что это наследование тех ограничений, которые были приняты ещё дореволюционным Синодом. В то время это имело практическую необходимость – таким образом боролись с фиктивными браками ради наследства. Но в наше время этот смысл явно утрачен.

Но даже если документ примут в таком варианте, не думаю, что будет необходимо жестко этому следовать: в конце концов, есть дерзновение архиерейской власти, и если люди в пожилом возрасте приняли решение создать семью, и есть возможность спросить благословение архиерея, то не думаю, что из-за того, что кому-то 61 год, реально будет отказано в совершении таинства. Но лучше, конечно, упростить эту систему, чтобы не надо было в подобных случаях теребить епископов.

Фото: doski.ru

Фото с сайта: doski.ru

Вызывает сомнение пункт, в котором не разрешается Церковью венчание людям, ранее состоявшим в трех браках. Учитываются браки как венчанные, так и невенчанные, но получившие государственную регистрацию. Но в нынешнее время люди могут несколько раз состоять в так называемом гражданском браке, даже иметь в этих «браках» детей. Не получится ли, что, например, мужчина сможет на «законных» основаниях венчаться, при этом у него за спиной, в бэкграунде, может оказаться несколько брошенных женщин с детьми, о которых он может забыть и жить «святой» жизнью в венчанном браке? Почему в этом пункте не идет речь о гражданских браках, хотя бы тогда, когда есть дети?

– Пожалуй, да, следует сделать эту оговорку, когда речь идет не только о венчании, но и о зарегистрированных браках – логично такие «гражданские браки», в которых растут дети, приравнять к браку.

Что Вы думаете по поводу бесед перед венчанием: нужны ли они? Сколько их нужно (если нужно), в какой форме? Кто их должен проводить: священник или катехизатор? Не будет ли и тут формального подхода, как бывает с беседами перед крещением: отсидели две-три и в купель? Дает ли беседа некую «гарантию»?

– Если венчаться собрались люди не вполне воцерковленные, не следует отказывать им в венчании, но хорошо бы не упустить возможность помочь им в воцерковлении, в подготовке к осмысленной исповеди и причастию, параллельно давая рекомендации по особенностям духовной жизни семьи. Здесь важен индивидуальный подход, беседы по расписанию, действительно, могут мало что дать.

Если речь идет о людях, которые совсем не в теме, и катехизировать их нужно с азов, то начать работу с ними может и мирянин, который занимается катехизацией. Если азы знакомы, то без катехизатора можно обойтись, но именно пастырская беседа о браке необходима.

Какие книги можно предложить почитать готовящимся к венчанию?

– Я бы предложил сборник бесед о браке митрополита Антония Сурожского.

Какие основные проблемы Вы видите в подготовке к венчанию у «внешних» и прихожан? Стоит ли венчать незнакомцев или только «своих»?

– Просто разворачивать людей с порога не следует, конечно. Но у незнакомцев надо выяснять, откуда они взялись. Если это первая попытка посещения храма — значит, возвращаемся к предыдущему пункту, о катехизации. Если они прихожане другого храма, то следует выяснить, почему они у себя не хотят венчаться.

Мотивацию «у вас интерьер красивее» хорошо бы преодолевать, воспитывая отношение к собственному приходу не как к бюро услуг, а как к духовно-отчему дому. А если в своём храме им не дают венчаться какие-то проблемы, то хорошо бы узнать об этих проблемах не только в версии самих беглецов, но и напрямую связаться с их духовником (если таковой имеется) или настоятелем их храма.

В документе сказано, что нельзя отказывать в причастии тем, кто не венчан, но в законном браке, а христиан невенчанных надо вразумлять, говоря, что жить без венчания недопустимо. Нет ли тут противоречия? Вроде госбрак – это брак и можно причащаться, а вроде – недопустимо жить без венцов.

– Я обычно в ответ на вопросы о соотношениях разных вариантов брака рисую следующую картинку. Есть две крайние точки. Первая: христианский брак, освященный таинством венчания и единой духовной жизнью верующих супругов. И вторая: секс ради секса, или ради каких-то меркантильных целей, с кем попало — то есть грех в чистом виде. Вот между этими двумя крайними точками есть множество промежуточных. Если люди «встречаются» парой, в течение своих отношений храня верность друг другу, — это не совсем то же самое, что «с кем попало». Если они при этом еще и живут вместе, ведя совместное хозяйство и ощущая ответственность друг за друга, — это следующая точка на шкале; еще следующая — если они детей рожают.

Следующий знак приближения к идеалу — штамп в паспорте. Вот с этой точки, согласно Основам социальной концепции РПЦ, и начинается возможность допускать кого-то из этой пары к причастию. «Кого-то из пары» — если второй супруг не православный. А в тех случаях, когда оба члена семьи считают себя православными, но венчаться не хотят (в том числе с формулировкой «как-нибудь потом»), надо предложить им выбрать одно из объяснений причины этого: либо они не совсем православные, либо они не сильно друг друга любят, сохраняя в глубине души перспективу развода. Какую-либо третью причину не-венчания православных трудно себе представить.

Только к этой моей «шкале» следует оговорку сделать: это не модель постепенного возрастания для кого-то от промискуитета к христианскому браку. Святитель Василий Великий был прав, говоря, что «блуд — не только не брак, но и не начало брака», и допуская сочетание браком тех, кто допустил блуд, только как нежелательную крайнюю меру — лишь во избежание еще большего разврата.

Да, если люди неверующие, пребывая в вольном плотском сожительстве (которое сейчас по недоразумению именуется гражданским браком), вдруг придут к Богу, покаются и станут готовиться к венчанию — я верю, что Господь может благословить их брак, и их семья будет гармоничной. Но если воцерковленный человек ради блудных отношений отходит от Чаши Христовой — можно быть уверенным, что ни к чему хорошему такие отношения не приведут. Даже если у подобной истории и будет благоприятный финал, то только ценой многих проблем и скорбей. Но чаще подобные отношения недолговечны и драматичны. И это не придуманная кем-то ханжеская мораль, это опыт.

Согласны ли Вы с расширенным списком допустимых поводов для расторжения брака? Например, некоторые указывают, что сейчас сифилис или проказа излечимы. И не будет ли это лазейкой для тех, кто хочет бросить больного?

– Если люди твёрдо решили не жить вместе, церковный запрет развода их не остановит, обойдутся и без лазейки. Тут лучшим комментарием будет известный эпизод из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «На волю, всех на волю!»

По поводу выдачи свидетельства невиновной стороне: так до конца и не понятно – это свидетельство о расторжении брака или свидетельство о возможности для получившего повторного брака? Ведь говорят, что у нас нет церковного развода, а только благословение на повторный брак – или это не так? Брак расторгается самими супругами или указом архиерея?

– Так ведь «развенчания» как такового не существует. Архиерей даёт благословение на повторный брак. В этом случае первый брак утрачивает силу при совершении нового таинства венчания, не раньше. Если это не оговорено в документе, то надо оговорить максимально чётко и набрать капслоком! Потому что добрая половина «развенчальщиков» приходит в епархиальные канцелярии со следующей установкой: «Я венчаться больше не собираюсь, мне одного раза хватило. А сейчас мне надо снять венцы, чтобы было не грех жить с кем захочется». Вот с этой верой в безгрешность блуда после «развенчания» надо бороться радикально.

В документе говорится, что «виновной стороне можно предоставить право венчаться после покаяния и епитимьи», и даже тоже могут справку выдавать. Вы согласны с таким подходом? Нужна икономия или акривия? Бытует мнение, что виновную сторону никак нельзя больше допускать до брака.

– Нельзя-то нельзя (по канонам), но много ли кто готов по канонам жить? Если бы виновная сторона готова была в покаянии остаток жизни прожить в монашеском воздержании — так Бог в помощь. Но ведь всё равно будут жить с кем-то. И для Церкви варианты — либо считать их отлучёнными до конца жизни, либо всё-таки совершить «Чин о второбрачных», благословить на несение определенной покаянной дисциплины, и пусть уж лучше они творят плоды покаяния в новом браке, чем подпадают под пожизненное отлучение.

Тем более что в очень многих случаях трудно определить, кто виноватей. А если бывшие возлюбленные перепихивают вину друг на друга, то их следует предупредить, что за ложь кому-то из них перед Богом отвечать придется, а дальше они пусть как хотят. «Я прокукарекал, а там хоть не рассветай».

В документе предлагается откладывать венчание с тем, кто не признает догматов или венчается из суеверия. Но реально так ведь почти никто не поступает из священников? Человек может отсидеть беседы и молча пойти венчаться, с него же не требуют даже произнесения Символа веры, не то чтобы сдачи экзамена по Закону Божьему. Как тут поступать?

– Я думаю, что если один из супругов — православный, стоит совершать венчание ради его веры. Венчаем же мы православных с католиками, лютеранами, нехалкидонитами… Вот и верующих в «Бога-в-душе», но крещеных в православии, можно допускать к участию в таинстве по тому же принципу и с теми же оговорками — чтобы давали обещание не препятствовать воспитанию детей в вере. А если оба непонятно во что верят, то надо серьезно расспросить влюбленных, точно ли они уверены, что по тому адресу пришли.

Мы у себя на приходе решаем эту проблему просто: напоминаем всем желающим венчаться о традиции причащаться обоим супругам накануне венчания. Если причащаться решается только один из них – опираемся на вышеизложенный принцип. Случаев, чтобы причащаться отказались оба, я не припомню, но если бы я с таким столкнулся, я бы спросил, какой смысл в совершении церковного таинства над семьей, в которой никто не является членом Церкви.


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.