Рустам Акматов – инструктор Международной федерации айкидо SIAF, обладатель черного пояса, 4-й дан. Методист дошкольного образования, детский педагог-психолог, инструктор по элементарной детской самообороне, автор первого в России методического пособия по обучению айкидо детей дошкольного возраста. Основатель школы мягких единоборств для детей с особенностями в развитии «Дом Нео». Стаж занятия боевыми искусствами – 23 года, в том числе 19 лет тренерско-педагогической работы.
– Рустам, некоторые люди скептически относятся к пользе боевых искусств на улице, особенно в ситуации с детьми. Понятно, что обученный единоборствам ребенок имеет больше шансов в схватке со сверстником, но как быть, если противник намного старше и сильнее? Разве может даже обученный ребенок защититься от взрослого агрессора? Ведь сила, масса и габариты просто несопоставимы.
– Разумеется. Но нужно понимать, что задача ребенка – не победить агрессора в поединке, а суметь уйти от прямого столкновения, освободиться от захвата, закрыться от удара, разорвать дистанцию и убежать. Именно этому нужно учить. В случае опасности со стороны взрослого у обученного самообороне ребенка шансов оказать сопротивление и спастись гораздо больше. Соответственно у не подготовленных шансов меньше.
– Это как-то доказано? Может быть, статистика есть? Примеры можете привести?
– Такая статистика вряд ли ведется, мне самому она была бы интересна. Но, уверен, многим детям, занимающимся единоборствами, в реальной жизни навыки, полученные в спортзале, пригодились. Вот, например, несколько случаев – из жизни моих учеников.
К одному моему воспитаннику, 12-летнему подростку, на улице подошли двое взрослых парней и в грубой форме потребовали отдать телефон. Парень не стал с ними спорить и вступать в драку, отдал гаджет и избежал избиения. В данном случае смысла в драке не было. Силы были неравны, парни агрессивны, убежать было невозможно. Слава Богу, к тому моменту мы успели изучить правила поведения при ограблении на улице. Подросток уже знал, что главная задача самообороны – сохранить свое здоровье и жизнь, а не вещь.
Другой случай. К моему 18-летнему ученику в ночном клубе на дискотеке начал грубо приставать мужчина нетрадиционной ориентации. Парень смог освободиться от сильного захвата за руки и повредить кисть агрессора приемом айкидо. После этого домогательства сразу прекратились, агрессор испугался и ретировался.
У малышей бывали случаи проще, иногда доходило до курьезов. Однажды дедушка 8-летнего воспитанника долго не мог поймать внука, чтобы увести домой с игровой площадки. Каждый раз, когда дед брал внука за ворот куртки, мальчик применял прием «волчок» и освобождался от захвата. Дед потом жаловался дочери, что внука невозможно удержать!
– А с какого возраста стоит учить детей единоборствам?
– На мой взгляд, начинать можно примерно с 4,5 лет. Зависит от того, чего мы хотим добиться и какие именно проблемы решить. Одно дело – записывать ребенка в секцию единоборств для физического развития и здоровья, другое – чтобы научить защищать себя. Я бы разделил эту проблему на две составляющие.
Первая – когда родители столкнулись с проблемой агрессии в отношении их ребенка в детском саду или младших классах. Типичная ситуация – появляется хулиган (причем это может быть не только мальчик, но и девочка) и начинает терроризировать детей. Часто в таких случаях воспитатель или учитель не может справиться с хулиганом, решить проблему в детском коллективе и перекладывает ее на заведующего детсадом или директора школы. В таких случаях не обязательно учить ребенка самообороне и настраиваться на решение конфликта с помощью силы. Возраст не тот. Лучше уладить все на уровне родителей дебошира и администрации образовательного учреждения.
Вторая ситуация – начало препубертатного периода (10-11 лет) и весь подростковый возраст. В это время в детских коллективах, даже при поддержании педагогами хорошего психологического климата, между детьми естественным образом начинаются стычки. Ребята самоутверждаются – с этим ничего не поделать, природа. В этой ситуации смело можно отдавать ребенка в секцию единоборств. В результате мы получим не только навыки самозащиты, но и определенный авторитет среди сверстников. В подростковом возрасте это очень важно.
– Хорошо, допустим, в семье решили – сын или дочь будет заниматься единоборствами. Сразу вопрос – какими? Сегодня их выбор настолько велик, что можно запутаться. Что лучше выбрать?
– То, что понравится вашему ребенку, вызовет у него внутренний отклик. Родителям следует знать, что все современные единоборства делятся на две большие группы – борцовские и ударные. Борцовские – это прежде всего греко-римская и вольная борьба, дзюдо, самбо, айкидо и пр. К ударным видам относятся бокс, кикбоксинг, тхэквондо, тайский бокс и различные стили карате. Срединную позицию между двумя этими направлениями занимают смешанные стили ММА (Mixed Martial Arts).
Тактильным детям, детям, больше склонным к тактильно-контактному взаимодействию, лучше подходят борцовские единоборства. Также борьба хороша для маленьких детей – в силу относительно меньшей травмоопасности по сравнению с ударными видами.
Детям, не любящим близкий контакт, лучше подойдут ударные единоборства.
Для девочек лучше выбирать единоборства, не требующие развития и применения большой физической силы. Им хорошо подойдут айкидо, вин-чун, мягкие стили карате, ушу, израильская крав-мага и корейское тхэквондо. Мальчикам подойдет любой вид единоборств. Подходить к выбору нужно индивидуально и вдумчиво. Также ребенок может попробовать и сам себе выбрать единоборство по душе, если ему показать видеоролики с выступлениями представителей ударных или борцовских стилей. Здесь, повторюсь, очень важен внутренний отклик ребенка.
– И все-таки, если ставить целью не спортивные успехи, а именно получение навыков самообороны, то что лучше?
– Единоборства применительно к самообороне делятся на олимпийские и неолимпийские. По моему мнению, для получения навыков самообороны лучше подходят неолимпийские виды единоборств. Но это не значит, что олимпийские чем-то хуже. Преимущества, как и недостатки, существуют и там, и там.
Олимпийские виды единоборств (бокс, борьба и др.) менее травматичны при освоении, поскольку основной задачей ставят зарабатывание спортивных баллов, а не нанесение вреда сопернику. Тогда как неолимпийские несут в себе более прикладной, разрушительный характер.
Преимущества олимпийских видов единоборств в хорошей методике обучения, высоком уровне физической подготовки детей, наличии научно-методической литературы, квалифицированном тренерском составе. Минусы – большинство приемов рассчитаны на спортивное применение, физически сильных людей и слабо применимы в реальной уличной ситуации.
Плюсы неолимпийских видов единоборств – более прикладной аспект в применении, возможность исполнения приема с меньшими затратами силы, возможность применять в самообороне подручные предметы. Если цель – научиться именно самообороне, то неолимпийские единоборства, я считаю, подойдут больше. В России есть школы, которые имеют в своей программе специальные модули по детской самообороне. По моему мнению, лучшая в России методика обучения элементарной самообороне детей и подростков разработана известным мастером единоборств Юрием Владимировичем Кормушиным.
Вторая школа, имеющая специальную программу обучения детей самообороне, – крав-мага, система рукопашного боя, разработанная в Израиле.
– А самостоятельно научиться чему-то можно? Например, по видеоурокам или книгам?
– Самостоятельно, без помощи тренера заниматься бесполезно. А вот для подкрепления практических занятий книги и видео – хорошее подспорье.
– Родители определились с единоборством, но пока не выбрали секцию и тренера. Решили обойти все доступные и посмотреть. На что им следует обратить внимание? Образование тренера, опыт, что еще?
– Образование тренера желательно, но не всегда оно имеет вес и влияет на результативность. Опыт тренера тоже имеет значение, но начинающие тренера зачастую компенсируют энтузиазмом и большей энергией, стараются вкладываться в детей на 150%. Первое, на что следует обратить внимание – «теплый» ли человек тренер, не равнодушен ли он к ребенку. Это особенно важно в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Обязательно стоит попроситься поприсутствовать на занятии, посмотреть тренера в работе. Если он откажет – это повод задуматься.
Ну и, конечно, у школы должны быть традиции, история побед и достижений. Стоит пообщаться с родителями детей, уже занимающихся в этой школе и у этого тренера, узнать, как идут дела у их детей, есть ли результаты, довольны ли дети.
– А есть ли риск того, что родители приведут учиться приемам спокойного домашнего ребенка, а по итогам получат драчуна-задиру? Не стимулируют ли единоборства агрессию? А то иногда приходится слышать такие опасения.
– У психологически здорового ребенка сами по себе занятия единоборствами не могут стимулировать агрессию и желание драться. На этот счет можно особо не беспокоиться. Агрессию в ребенке вызывают другие проблемы, и они в первую очередь исходят из его семьи.
В редких случаях агрессия может развиться под влиянием, например, бокса – но это скорее индивидуальная особенность, чем правило. В таком случае лучше сменить секцию бокса на борьбу. Если, столкнувшись с агрессией ребенка, тренер не может решить проблему педагогическими приемами, родителям нужно сводить ребенка к детскому психологу. Бывают случаи, когда сам тренер агрессивен и стимулирует агрессию в детях. От таких тренеров однозначно нужно уходить.
Но вообще, как показывает практика, с агрессивными детьми в процессе занятий единоборствами происходит обратный процесс. Спорт и физические упражнения трансформируют агрессию в созидательную энергию. Этикет боевых искусств, требования к дисциплине, взаимное уважение – все это превращает первоначальное желание агрессивно доминировать в здоровые амбиции, стремление к самоутверждению через победы в честном соревновании. И, как правило, бывшие хулиганы и драчуны добиваются успехов и становятся лидерами в группе.
– И все-таки жаль, что статистика реальных случаев самообороны не ведется. Интересно, многим ли детям полученные навыки помогают на практике? Вот мой старший сын занимался боксом, но за свои 16 лет ни разу не дрался, слава Богу. Подозреваю, что у большинства так.
– Как тут не вспомнить восточную мудрость – «Даже если меч тебе понадобится один раз в жизни, носить его нужно всегда». Если приемы самообороны никогда в жизни не пригодятся для защиты жизни и здоровья – прекрасно! Дай Бог, чтобы опасных ситуаций не возникало никогда. Знания и навыки, полученные в единоборствах, будут полезны ребенку в любом случае – укрепят тело, воспитают характер, добавят уверенности в себе. Это в жизни всегда пригодится.