Главная Новости

Действенным средством против богохульства со стороны внешних Архиерейский Собор признал личный пример

В принятом сегодня документе об отношении к намеренном публичному богохульству и клевете в адрес Церкви Архиерейский Собор определил ряд способов противодействия богохульству. Самым приемлемым и действенным способом противодействия богохульству людей, не принадлежащих к Церкви, признается личный пример праведной и богобоязненной жизни самих христиан.

В принятом сегодня документе об отношении к намеренном публичному богохульству и клевете в адрес Церкви Архиерейский Собор определил ряд способов противодействия богохульству. Если по отношению к впавшим в этот грех православным христианам Церковь обращается с призывом к покаянию или, в качестве крайней меры, принимает решение об отлучении, то самым приемлемым и действенным способом противодействия богохульству людей, не принадлежащих к Церкви, признается личный пример праведной и богобоязненной жизни самих христиан.

Реакция на несознательное богохульство должна носить характер просветительский и «содержать понятное разъяснение того, какие слова и действия, и почему, являются богохульством. Этот ответ может быть как публичным, так и личным. Его цель — приведение человека к осознанию недопустимости высказываний, могущих повредить его душе и оскорбить чувства верующих».

Документ не поощряет поспешного обвинения в богохульстве, напоминая, что ложное обвинение также является грехом.

«В случаях оскорбления Бога или святыни в публичном пространстве важно, чтобы уполномоченные Синодальные или епархиальные церковные органы давали квалифицированную оценку данному акту и определяли способы противодействия богохульству в конкретном случае, — говорится в тексте. — К таковым относятся:

  • попытка вступить с соответствующим СМИ, журналистом, политическим, общественным или религиозным деятелем в переговоры с целью примирения и проведения честной и открытой дискуссии: если не удается достигнуть понимания и примирения, необходимо прекратить сотрудничество с ними и рекомендовать членам Церкви не пользоваться данными СМИ;
  • публикация материалов, разъясняющих противоправность и социальную опасность унизившего человеческое достоинство и оскорбившего религиозные чувства верующих богохульного или иного кощунственного высказывания;
  • содействие мирянам в активном реагировании на богохульные акции с использованием информационных инструментов и иных допускаемых законом действий, таких как аргументированная критика, бойкот, пикетирование;
  • благословение мирян и их организаций на мирное гражданское противодействие богохульству как разновидности унижения человеческого достоинства верующих и оскорбления их религиозных чувств;
  • обращение с жалобой на автора богохульного или иного кощунственного материала, унизившего человеческое достоинство верующих и оскорбившего религиозные чувства, в саморегулируемые журналистские организации, в третейские организации;
  • обращение в установленном законом порядке к органам государственной власти для разрешения конфликта, а также для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер;
  • предание каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами».

Если обвиняемый в грехе публичного богохульства или клеветы раскаивается, то к нему предлагается применять практику публичного же покаяния в светских или церковных СМИ.

Аналогичные меры предлагаются по противодействию клевете:

  • «попытка вступить с соответствующим СМИ, журналистом, политическим, общественным или религиозным деятелем в переговоры с целью выяснения его позиции и проведения честной и открытой дискуссии: если не удается достигнуть понимания и примирения, необходимо прекратить сотрудничество с ними;
  • требование от редакции СМИ опровержения не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство Церкви и ее представителей сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации;
  • публикация материалов, опровергающих распространенные клеветнические сведения;
  • реализация верующим или православной организацией, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие их права и законные интересы, своего установленного законом права на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации;
  • обращение с жалобой на автора клеветнического материала в саморегулируемые журналистские организации, в третейские организации;
  • подача физическим лицом в суд в рамках гражданского судопроизводства иска о защите чести и достоинства или подача православной организацией в суд в рамках гражданского судопроизводства иска о защите деловой репутации;
  • требование возбудить уголовное дело за клевету, оскорбление, а в случае распространения клеветнических сведений о неопределенном круге лиц по признаку отношения к православному христианству ― требование возбудить уголовное дело по факту возбуждения религиозной вражды и унижения человеческого достоинства по признаку отношения к религии, либо требование вынести предупреждение о недопустимости подобных действий;
  • предание каноническим прещениям виновных в клеветнических деяниях, если они являются православными христианами».

Противостоять случаям публичных богохульства и клеветы могут как клирики, так и миряне Русской Православной Церкви, как по благословению священноначалия, так и по собственной инициативе, однако подчеркивается, при этом они должны руководствоваться священными канонами и официально принятыми церковными документами.

  • попытка вступить с соответствующим СМИ, журналистом, политическим, общественным или религиозным деятелем в переговоры с целью примирения и проведения честной и открытой дискуссии: если не удается достигнуть понимания и примирения, необходимо прекратить сотрудничество с ними и рекомендовать членам Церкви не пользоваться данными СМИ;
  • публикация материалов, разъясняющих противоправность и социальную опасность унизившего человеческое достоинство и оскорбившего религиозные чувства верующих богохульного или иного кощунственного высказывания;
  • содействие мирянам в активном реагировании на богохульные акции с использованием информационных инструментов и иных допускаемых законом действий, таких как аргументированная критика, бойкот, пикетирование;
  • благословение мирян и их организаций на мирное гражданское противодействие богохульству как разновидности унижения человеческого достоинства верующих и оскорбления их религиозных чувств;
  • обращение с жалобой на автора богохульного или иного кощунственного материала, унизившего человеческое достоинство верующих и оскорбившего религиозные чувства, в саморегулируемые журналистские организации, в третейские организации;
  • обращение в установленном законом порядке к органам государственной власти для разрешения конфликта, а также для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер;
  • предание каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.