Декан соцфака МГУ Владимир Добреньков: Модель воспитания в православных приютах способна обеспечить ребенку нормальную социальную адаптацию
Поправки к законопроекту «Об опеке и попечительстве», предложенные депутатами Государственной думы Е.Ф. Лаховой и П.В. Крашенинниковым, с самого начала вызывали резонные замечания. В случае изменения закона предложенным образом, попечение над детьми, оставшимися без опеки родителей, перешло бы в ведение исключительно государственных и муниципальных приютов — тем самым, негосударственные приюты и патронатные семьи были бы поставлены вне закона.
Основной ошибкой авторов поправок представляется то, что, руководствуясь резонным желанием упорядочить порядок опеки над беспризорными детьми, они, по сути, воспринимают ее в строго юридическом, механистическом виде. Однако, на мой взгляд, как нельзя отделять образование от воспитания, также нельзя и отделять материальную опеку от духовного попечения. И именно здесь возникает главный вопрос: почему негосударственные (в первую очередь, церковные) приюты и патронатные семьи, крайне положительно зарекомендовавшие себя на ниве заботы над беспризорными детьми, могут быть закрыты?
Разумеется, не стоит демонизировать намерения депутатов, а потому и в их поправках можно найти справедливое зерно. Как мне кажется, государство, действительно, должно осуществлять строгий надзор над соблюдением негосударственными органами опеки всех имеющихся стандартов. И если усилия Русской Православной Церкви, а также других традиционных конфессий в данной сфере стоит не только приветствовать, но и всячески поддерживать, то нельзя не замечать и попытки деструктивных организаций вовлечь в свою деятельность беспризорных детей и подростков посредством организации попечения над ними. И именно эти тенденции необходимо строго пресечь.
Хорошо известно, что сегодня Россия переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних (после Гражданской и Великой Отечественной войн). Только по официальным данным в России более 700 тысяч детей-сирот и более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. Количество же беспризорников определяется цифрами от 2 до 5 миллионов. Эти цифры словно напоминают старинную мудрость, что чужих детей не бывает. А потому не стоит ограничивать попечительские возможности негосударственных структур.
Более того, я полагаю, что православные приюты могут стать моделью, по образу которой должна строиться система попечения в России.
Подобные приюты давно зарекомендовали себя в качестве эффективных органов опеки, работа которых строится на трех необходимых составляющих:
Обеспечение жизнедеятельности.
Образование.
Воспитание, ориентированное на базовые духовные ценности и пафос национального достоинства.
Попечительский подход, учитывающий в качестве важного фактора формирование целостной аксиологической позиции ребенка, наилучшим образом обеспечивает его социальную адаптацию. Ведь именно в возрасте выпускника приюта человек приходит к необходимости целостной оценки жизни и остро нуждается в фиксировании ее идейного пафоса. В том случае, если молодой человек не наблюдает очевидных ценностных ориентиров, он оказывается в состоянии социальной фрустрации, которая впоследствии чревата социальным пессимизмом и деструкцией.
Иными словами, ключевая миссия приютского попечения состоит не только с том, чтобы согреть и накормить ребенка, но также — дать ему понимание «большой жизни», навыки ориентации в ней, и что самое главное – сам ориентир.