Кто это сделал
До сих пор не установлено, кто виновен в уничтожении барельефа Мефистофеля. Сначала в содеянном признался некий Денис Горчин, заявивший о себе как о представителе организации «Казаки Петербурга». Он прислал письмо в редакцию газеты «Фонтанка», в котором объяснил свой поступок борьбой с поклонением дьяволу. При этом он отрицал, что к произошедшему как-то причастен приход строящейся напротив церкви. В Союзе казачьих обществ Санкт-Петербурга «Невский округ» заявили, что о существовании организации «Казаки Петербурга» им ничего не известно.
Полиция нашла водителя, который был за рулем машины, вывозившей обломки барельефа. Как рассказал мужчина, он работал по договору с компанией «Стройсад» Андрея Григорьева. Днем 26-го августа его срочно вызвали на работу для уборки улицы у дома 24. Когда вместе с еще тремя коллегами он приехал на место, то увидел обломки на тротуаре. Он посчитал это штукатуркой. Рабочие собрали все в мешки и выбросили их в бак через 300-500 метров от дома. Эти обломки полиция вместе с водителем нашла утром в четверг. С главой «Стройсада» сотрудники полиции связались по телефону. По его словам, его компанию наняли для уборки мусора и он непричастен к уничтожению Мефистофеля. И обещал представить соответствующие документы, из которых можно будет узнать заказчика работ.
Можно ли будет восстановить барельеф?
Сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов заявил РИА Новости, что это возможно. «Думаю, с участием властей города его восстановят, остались его рисунки, эскизы, фотографии. В 21 веке нет ничего невозможного», — сказал он.
Что грозит виновнику уничтожения
Если полиция найдет виновника, то ему грозит до трех лет колонии. Уголовное дело возбуждено по части 1 статьи 243 Уголовного кодекса России «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».
Мнения
Сразу после того, как стало известно о произошедшем, многие СМИ косвенно связали это со строительством храма святой Ксении напротив. Представитель Санкт-Петербургской митрополии назвал эти домыслы инсинуацией.
«Санкт-Петербургская епархия никогда не поддерживала и не поддерживает любые акты вандализма по отношению к памятникам архитектуры. У епархии вызывает огромное сожаление, что появляющиеся непроверенные факты, вымыслы и предположения отдельных лиц и блогеров становятся главной новостью для СМИ. Ибо ничего в этой ситуации абсолютно не доказано», — сказала официальный представитель митрополии.
Многие священники выразили недоумение в связи с уничтожением фигуры Мефистофеля. «Будучи совершенно не либералом, я против того вандализма, что случился в Питере, где некто из православных, в гневе воевал с лепниной в виде воображаемого Мефистофеля…Демонов изображали на иконах, в церковных летописях. Любили и драконов и змей и прочих искусителей изображать. Людям важно было помнить, что их окружают не только духи добра», — рассказал Правмиру Архимандрит Алипий (Светличный).
«Очень часто дома украшены изображениями голов животных. В основном это головы, например, ощетинившихся собак с открытой пастью. Бывают также изображения устрашающих масок, человеческих, но почти демонических. Этого очень много можно увидеть по Москве. Смысл, который несёт в себе подобный декор, — тот же, что у химер на Соборе Парижской Божией Матери – уродливых изображений бесов, которые там являются водостоками и извергают всякую нечистоту. Почему никого не смущают подобные изображения на готическом или романском соборе, и они же смущают в другом месте?», — отметил протоиерей Алексий Уминский.
Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выразил обеспокоенность тем, что подобные события и скандалы вокруг них затмевают настоящую повестку дня и реальные проблемы общества: «Настоящая повестка дня, которая требует нашего непрестанного внимания и тяжелой работы, а иногда и исповедничества, нарочито или непреднамеренно подменяется чем-то крайне малозначимым, лишь отвлекающим наше внимание от реальных и по-настоящему важных дел. Хотелось бы, чтобы людей, ежедневно отдающих себя нелегкому служению на ниве милосердия и которых сегодня уже тысячи, становилось еще больше, а журналисты чаще обращали внимание на плоды их работы», – отметил Владимир Легойда.
О доме
Дом, на котором был расположен барельеф Мефистофеля является выявленным объектом культурного наследия. Он был построен в 1910-1911 годах. Считается, что барельеф — это изображение не столько самого Мефистофеля, сколько портрет Фёдора Ивановича Шаляпина в образе Мефистофеля. Как известно, ария Мефистофеля – одна из самых знаменитых в творчестве Шаляпина.