Круглый стол начался с обсуждения международного значении святого равноапостольного князя Владимира. Митрополит Филиппопольский Нифон рассказал о роли святого в Антиохийской Православной Церкви:
«Несмотря на то, что святого князя Владимира нет в святцах Антиохийской Церкви, но та помощь, которая оказывалась Русской Церковью христианам Востока, навсегда наполнила их сердца любовью к России и ее святым.
В День крещения Руси в храмах Антиохии – и в Ливане, и в Сирии, и других странах – всей нашей диаспорой будут возноситься молитвы святому благоверному князю Владимиру, который промыслом Божиим выполнил апостольскую миссию, еще раз свидетельствующую о православном единстве. Мы все с благодарностью вспоминаем князя Владимира, потому что Крещение Руси предопределило ее дальнейший духовный и культурный путь, сделав ее одним из столпов христианской цивилизации».
Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата продолжил рассказ о международном аспекте празднования тысячелетия преставления святого князя Владимира:
«Все Поместные Православные Церкви мира – всего 15 автокефальных Православных Церквей – присылают свои высокие делегации для участия в этом общемировом праздновании, объединяющем всех православных христиан.
Все делегации возглавлены иерархами своих Церквей, все они примут участие в богослужениях, в культурных событиях, которые с ним связаны, и это станет свидетельством единства и общего почитания крестителя Руси всем православным миром».
О возможной политизации праздника и значении роли святого князя для любого человека протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, рассуждал следующим образом:
«В этом человеке объединились вера и власть. Конечно, многие бы хотели, чтобы власть не имела веры, не имела идейной составляющей, но в нашей истории это было не так. Власть и идея, власть и вера в случае с князем Владимиром всегда шли рука об руку. Это для нас естественно, это одна из основ стабильности нашего государства.
Святой равноапостольный князь Владимир был человеком религиозно ищущим, он думал о том, как обрести веру самому, как обрести веру для народа. И он сделал выбор, который обеспечил России тысячелетнее бытие. Если бы Россия осталась языческой, ее бы просто не было.
Да, князь Владимир был верующим властителем. Вера сделала его милосердным, помогла ему отказаться от греховных сторон его личности, которые разрушают любого человека, разрушают народ, если властитель грешит. В то же время он не переставал быть властителем государства, отстаивал его интересы».
Протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что князь Владимир усмирил белохорватов, когда они составляли угрозу для древней Руси, намеревался усмирить собственного сына Ярослава, когда он перестал проявлять лояльность к государственной власти. Все это было, когда он уже был христианином. Это значит, что вера и решительные государственные деяния не противоречат друг другу.
«Русь не может стоять без веры, Русь не может сохраниться, если она поклоняется идолам, в том числе и модным современным идолам потребления, безыдейности, идолам сиюминутных политических целей.
Власть не должна исключать себя из идейной сферы, из сферы духа. Если она в ней отсутствует, то народ остается без руля и без ветрил, это значит, что он становится уязвим для любых внешних опасностей, как оказались уязвимы и потеряли место в истории те народы, которые упустили идейную и духовную сферу, не сочтя ее важной», – подчеркнул отец Всеволод.
Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда продолжил разговор о святом:
«Выбор князя Владимира создал не только русское государство, но и русскую культуру. Ему удалось положить начало формирования связи нашей культуры с истоками христианства, поэтому на Руси создана культура, проникнутая христианскими смыслами. Сегодня можно еще и еще раз вспомнить, как это зафиксировано в народной памяти, как в Летописи сказано о посещении храма Святой Софии посланцами, которых князь Владимир отправил в поисках веры.
В русской культуре появился критерий красоты. «Не ведали, на небе ли мы были или на земле: ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и не знаем, как ее выразить. Только то и ведаем, что там Бог с людьми пребывает, и служба их лучше всех стран», – так описывали послы свои впечатления о Византии и о Софии».
Владимир Легойда уверен, что благодаря князю Владимиру именно Евангелие создало русскую культуру и это очень важно вспомнить сегодня.
«А что касается того, что лично для себя современный человек может увидеть в личности князя Владимира и в событиях тысячелетней давности, это не только огромный масштаб с созданием государства, культуры, но и вопрос личного поиска.
Хочется вспомнить слова князя Владимира, которые характеризуют пройденный им путь: «Я был зверь, а стал человек». К сожалению, сейчас в нашей жизни мы наблюдаем столько звериного, в том числе и в тех событиях, которые происходят сегодня на территории исторической Руси, что, может быть, это возможность для нас еще раз задуматься, переосмыслить нашу жизнь, и вслед за князем Владимиром от звериного перейти к человеческому?»
На вопрос «Есть ли публичный интерес к князю Владимиру в медиапространстве?» Владимир Легойда указал на переполненный прессой зал:
– А как вы думаете?
Архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии, рассказал о подготовке к празднику в регионах:
«Во всех епархиях готовится много мероприятий, у нас проиндексировано более 4,5 тысяч мероприятий самого разного характера – от совсем церковных до полностью светских.
Например, 28 июля в Уссурийском районе на водохранилище будет массовое крещение людей, в Ижевске пройдет водно-спортивный фестиваль «Время героев от крещения Руси до наших дней», в Уфе будет концерт с участием архиерейского хора и джазового коллектива. Еще в ближайшие годы планируется освятить более ста храмов, и таким образом всего на всей территории нашей Церкви будет около трехсот храмов, посвященных князю Владимиру.
Надо подчеркнуть, что выбор князя Владимира не только определил русскую культуру, но и жизнь каждого человека на всем протяжении истории».
На вопрос «Была ли у князя Владимира альтернатива тому выбору, который он совершил?» ответил заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии, профессор Алексей Светозарский:
«В то время стремительно менялась карта и всей Европы, и восточной Европы, в частности. И все соседи – с кем торговали, с кем воевали, с кем соперничали, заключали династические браки, пытались породниться, – уже приняли христианство. Церковь была единой, но традиции очень сильно различались: на западе и востоке были различные отношения к институту государства, личности и правам правителя.
В то же время был всплеск пассионарной религиозности – Волжская Булгария принимает ислам, и в нашей летописи мы видим отголоски, как у князя было маленькое колебание, какие-то моменты в их законе его немного прельщали. Но, конечно, обаяние Византии оказало наибольшее влияние.
Князя Владимира привлекала не только красота богослужения, о котором ему рассказали, но и слаженность византийского строя, византийская дипломатия. Перенимая и веру, и внутреннее устройство, князь Владимир хотел быть с императорами на равных. Тут он шел по пути своей бабки Ольги.
Если говорить с точки зрения светских историков, то история не знает сослагательного наклонения. А с точки зрения церковных историков, мы верим в действие промысла Божиего».
Академик Российской академии художеств Татьяна Кочемасова рассказала о мероприятиях, которые планируются проводиться в Крыму и Севастополе.
О предполагаемом месте памятника святому князю в Москве протоиерей Всеволод Чаплин сказал:
«Все три места, которые предлагаются, очень неплохие – и Зарядье, и Боровицкая площадь, и Лубянка. Но все же Боровицкая площадь – очевидно наиболее подходящее место, оно не отягощено политическими смыслами и спорами, как Лубянка и просматривается лучше, чем Зарядье».
На вопрос, будут ли представители из Москвы на праздновании в Киеве, протоиерей Николай Балашов ответил так:
«Мы составляем одну Церковь, не видится большого смысла посылать какую-то делегацию из Москвы. Милостию Божией несмотря на все переживаемые трудности, политические испытания, продолжающиеся на востоке Украины вооруженные действия и конфликты, русская Церковь сохраняет свое единство. Это один из важнейших смыслов этого праздника.
Князь Владимир – это, безусловно, объединяющая нас фигура, и празднуя в Москве, мы ни на минуту не забываем, что событие крещения Руси совершилось в Киеве на берегах Днепра».
Подготовила Тамара Амелина
Фото автора