Содержание статьи
День святого Патрика в России
— Отец Георгий, сейчас в России стало модно праздновать День святого Патрика, который ассоциируется у многих россиян с фестивалем пива, зелеными одеяниями, изображением клевера. Какое все это имеет отношение к реальному святому? Или никакого, и идет сплошное «зарабатывание денег»?
— Коммерциализация праздника присутствует. Но она не обошла стороной и другие праздники, в том числе — Рождество. Здесь распродажи, фестивали еще шире, чем в день святого Валентина или святого Патрика. Так что не нужно смешивать имя святого, будь то Валентин или Патрик, с тем, как дни их памяти использует светское общество.
В самом праздновании дня святого Патрика нет ничего плохого. Его празднуют во всем мире, и в Европе, и в России, и в США. Центр празднования — это Ирландия.
— Если, празднуя Рождество, люди все-таки в курсе, какое событие вспоминают в этот день, то о святом Патрике с точки зрения его истории мало кто знает, по крайней мере, в России.
— По крайней мере, знают, — речь о святом, а это уже немало. Что касается истории: святой Патрик сам родом из Британии, но попал в Ирландию в плен, провел там детские и юношеские годы. Потом вернулся в Британию. И, уже став христианином, имея священный сан, он был вновь послан в Ирландию с миссией просвещения и объединения разрозненных христианских общин. Святой Патрик — первый епископ Ирландии, просветитель ирландского народа.
Его проповеди отличались особенным образным языком. Так, известный образ трилистника он использовал, чтобы с его помощью поведать о Святой Троице; говоря об изгнании змей с острова — имел в виду символ вражеских (в духовном отношении) сил, от которых следует избавляться.
Люди старались следовать примеру святого, жить по-христиански. И действительно, после Патрика в Ирландии было много святых — Бригитта Кильдарская, святой Колумба, святой Брендан — мореплаватель, который основал монастыри на отдаленных островах, в скалах, выступающих в океан.
Мне доводилось бывать на таком острове Скеллиг-Майкл, острове святого Михаила, выступающем в океан на расстоянии восьми миль (больше двенадцати километров), где вплоть до XII века была монашеская община, основанная святым Бренданом-мореплавателем. Доступ на этот остров-скалу, возвышающийся над океаном, затруднен, и можно представить себе, в каких суровых условиях жили там люди. И до сих пор это почитаемое место. Мы там совершали молебен вместе с помощниками из Дублинской общины.
Хочу сказать, что характер ирландского народа во многом связан с личными чертами характера самого Патрика. Это миролюбие, способность улаживать конфликты и стараться вообще не идти на конфликт, способность мирно проповедовать христианство и находить возможность обратить в христианство язычников не принудительно, а добровольно, без войны и оружия.
Ирландия — страна небогатая, и никогда богатой не была. Там очень интересно устроены монастыри. В отличие от континентальных монастырей, они не имели ограды, смысл которой — оградиться от мира и не дать врагу проникнуть, завладеть сокровищами обители. В Ирландии монастыри стояли прямо среди поселений. Около монастыря находилась очень высокая башня, без окон и дверей, с одним окошком на высоте трех метров. В случае нападения все монахи и местные поселенцы просто забирались в эту башню и ждали, пока пришельцы не уйдут восвояси. Потому что брать-то у ирландцев было нечего, кроме их жизней. Когда пришельцы уходили, все выбирались наружу и продолжали свою жизнь и молитву.
Молитва их всегда была пронизана почитанием Божественного творения окружающего мира, вниманием к красоте и гармонии этого мира, стремлением подражать ей.
Кстати, в Ирландии хищных животных нет вообще, кроме лис. А лис на острове много. Я в шутку предполагаю, что Лиса Патрикеевна названа в честь Патрика — просветителя Ирландии.
Еще национальные черты ирландцев, идущие от святого Патрика — юмор, творческие способности, самоукорение, большое смирение и успех в проповеди мирным путем, добродушный характер.
— В день святого Патрика все наряжаются в зеленые костюмы лепреконов — таких ирландских гномов…
— Но ведь это просто выдуманные народным сознанием бородатые человечки, их же никто не воспринимает с каким-то языческим смыслом.
Кстати, пиво, которое многими принято употреблять — напиток не слишком агрессивный, он располагает людей к веселию. Другое дело, что у нас день святого Патрика случается в пост, который никоим образом не отменяется, и не стоит как-то оправдывать себя, свое послабление во время поста празднованием дня святого.
Но, все же, и в пост никто не мешает нам спокойно, мирно, доброжелательно порадоваться со всеми. И не стоит укорять тех, кто вместо поста в этот день празднует. Можно просто напомнить, что празднуется день святого человека Православной Церкви, еще не разделенной, и в этот день можно воздержаться от спиртных напитков. А зеленую шапку можно надеть в этот день, если она есть, а можно и не надевать.
День святого Патрика для православной общины
— Как в Ирландии празднуют этот день, в том числе — православная община?
— Когда я служил в Дублине, мы в этот день совершали Божественную литургию, а потом направлялись на парад, который всегда проходит в центре города.
Парад в день святого Патрика — это разные коллективы, которые приезжают со всех концов мира, из Америки, Германии, Британии, Франции, Италии, Австралии. На параде кто что может, то и показывает. Ограничений здесь нет, кроме нарушения общественного порядка и нарушения закона. Бывают моторизованные шествия — старинные автомобили, мотоциклы, театрализовано изображенные мифические существа. Все это движется непрерывным потоком по центральной улице.
Огромное число людей съезжается, чтобы не просто посмотреть, а поучаствовать, поприветствовать, приобщиться к общей человеческой радости. Радости от того, что наступила весна, что был такой хороший человек — святой Патрик. Не стоит забывать, что он — и человек хороший и перед Богом праведный.
— Участник фестиваля в курсе, кто такой святой Патрик?
— Думаю, большинство в деталях ничего особенно не знает.
Конечно, есть специальная католическая месса для Дня святого Патрика, она совершается на кельтском языке. В основном ее посещают местные жители.
Когда имя святого связанно с общественными мероприятиями, оно не всегда должным образом почитается на этих мероприятиях, но не будем сетовать на это. А по возможности больше и больше будем рассказывать свету, кто такой святой Патрик.
Очень хорошо, что в Ирландии у нас есть русско-православные приходы, и у нас дружественно складываются отношения с Католической Церковью, доминирующей в Ирландии.
— Почему у нас о святом Патрике заговорили недавно?
— Не совсем недавно. По-моему, с первых дней перестройки у нас стало известно о святом Патрике. В советское время — понятно, там был генеральный секретарь ЦК КПСС, здесь не до святого Патрика. К тому же сам фестиваль появился и получил всемирное звучание как раз в конце ХХ столетия.
Да и сама Ирландия обрела независимость в 1921 году, а до этого была колонией Британии в течение восьми веков, долгое время ирландский народ гнали, унижали. И в то время не очень приветствовалось особое почитание местных святых.
Сейчас, когда Ирландия — независимая страна, ее жители стали громко говорить о том, что для них значимо. Многие ирландцы разъехались по всему миру и принесли, мягко, ненавязчиво, эти значимые вещи в страны проживания. Например, многие президенты США имели ирландское происхождение, как Джордж Буш.
Личность святого Патрика просто не может не привлекать своим характером, веселостью, юмором, образностью и так далее. Ну и, конечно, святостью. Святость и умение радоваться — отнюдь не исключающие друг друга понятия. Например, среди Оптинских старцев были люди с хорошим чувством юмора — преподобный Амвросий Оптинский, например, или преподобный Варсонофий.
Святой Патрик привлекает непринужденностью своего облика, простотой и отсутствием превозношения над другими. Это свойственно и ирландцам, открытым для общения друг с другом. Кстати, пабы для ирландцев — это прежде всего место общения. Туда ходят и семьями, и совсем не обязательно все взрослые пьют пиво: кто-то ограничивается чаем. Это место встречи, откровения друг перед другом, место свободного равного диалога и обменами мнения. Там звучит музыка, чаще — ирландская, отображающая как ирландский характер, так и ирландский природный ландшафт.
Почему Россия любит культуру Ирландии?
— Почему в России такой большой интерес к Ирландии, к фестивалям, к музыке?
— Мне кажется, в наших народах очень много сходства: в простоте, человечности. В определенном поиске смирения и в народном богоискательстве.
— В православной традиции тем или иным святым молятся и в определенных нуждах. О чем чаще принято просить святого Патрика?
— Специальной традиции нет. Думаю, он большой заступник и молитвенный ходатай за тех, кто проживает в суровых условиях, в сельской местности, на природе, где человек встречается со стихиями и организует свою жизнь сам. Конечно, стоит ему молиться об умирении сердец, умирении страстей. Хотя вроде бы в День святого Патрика происходит безудержное веселье, но это веселье никого не обижает, не унижает, никого не приводит в смущение.
В том, что празднование Дня святого Патрика попадает у нас, как правило, на пост, наверное, есть глубокий смысл, дающий нам возможность понять, как, не нарушая поста, отпраздновать, спокойно и радостно.
— В России служатся молебны святому Патрику?
— Есть и тропарь святому Патрику, есть его иконы. Уже составлена служба. Но пока в святцах нет отдельно имени святого Патрика, есть соборное почитание ирландских святых, и поэтому пока церковно ему помолиться не удастся. А вот келейно молиться святому неразделенной Православной Церкви может всякий.
— Интерес к святому Патрику — это не то самое «слепое преклонение» перед Западом, за которое доставалось еще от славянофилов?
— Во-первых, речь о святом неразделенной Церкви, во-вторых, христианство в Ирландии не совсем западное. Например, особенности монашеской традиции в Ирландии взяты от восточного, египетского монашества.
Я вот написал предисловие книги, которая готовится к изданию — «Кельтские святые — неудержимые странники» — перевод труда одной католической монахини (возможно, книга выйдет в этом году). И в этом предисловии я провожу параллель, нахожу сходства между кельтскими святыми времен неразделенной Церкви и святыми нашего народа. И сходства немало.
Тем более что святость — это общечеловеческое достояние, потому что Бог един, и Он не делит людей на народы.
Беседовала Оксана Головко
Читайте также