Денис Гуцко: «Война и мир» – прыжок выше головы, без него в школе нельзя
Ведь ничего нового, правда? Госпожа Вербицкая транслирует всё тот же провальный, набивший оскомину (но не представителям руководящего класса, которые, сливаясь в экстазе единомыслия, всё ещё не видят, не могут видеть провала) взгляд на среднее образование как на услугу.
Услуга должна быть приятной. Вам приятно стригут ногти, вас приятно обслуживают в МФЦ, у вас приятно принимают пальто в химчистку. Почему бы не довести до логического конца? Вас приятно учат в школе.
Разумеется. «Война и мир» – сложно, длинно. Ну очень длинно. И сложно. Этот мутный разговор с дубом. Небо над Аустерлицем – брр. Эта странная Наташа. Да и Пьер. Масоны, опять же. Лучше изъять. Вкупе с романами Достоевского. Как справедливо отметила госпожа Вербицкая, «не может ребенок понять всей их глубины». Что – если довести до логического конца – очевидно, подразумевает: повзрослеет – сможет. Вот повзрослеет, значит – тогда пусть и читает, уже с пониманием. Такая светлая детская вера в то, что взрослые – существа иного порядка, которые способны не только конфеты с верхней полки достать, но и понять все глубины. (Случаются, конечно, взрослые-тугодумы, которым приходится по нескольку раз перечитывать. Но что уж про них…).
Вопрос: как становятся руководителями академий люди, не понимающие, что способность понимать глубокие философские произведения не приходит к тем, чьи детство и юность избежали интеллектуальных вызовов, обошлись без мучительных попыток прыгать выше головы… Впрочем, не вопрос, конечно. Именно такие и становятся. Востребованы потому что. Талантом единомыслия. И лёгкий заступ за черту – фантазия о синхронном переводе на русский со «старославянского или древнерусского» во время службы – наверняка не станет поводом для опалы. Поправят, объяснят. Главное – человек в тренде. Знает, что образование – услуга, а Россию нужно заселить потребителями.
Выход какой? Самоорганизация. Самооборона. Саморазвитие. Вон, корейцы придумали же хагвоны – кружки дополнительного образования, куда водят детей после школы. Давайте придумаем свою версию. Придумали же мы центры по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ. Работают, не прогорают. Почему бы не появиться центрам по изучению русской классики. Спрос, конечно, будет поменьше, чем спрос на подготовку к сдаче ЕГЭ – даже если центры эти будут бесплатными. Но нужно же как-то сопротивляться.