5 июля 2012 года в Сергиевом Посаде члены комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и ректоры крупнейших православных вузов страны обсудили тему «Духовное воспитание в России как основа нравственного возрождения страны».
Местом проведения заседания стало старейшее из действующих учебных заведений страны – Московская духовная академия в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
Ректор академии, архиепископ Верейский Евгений в своём вступительном слове заговорил о молодом поколении. Владыка вспомнил слова Достоевского: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце людское», – и согласился с Патриархом Кириллом, который в одном из своих выступлений сказал, что линия этой борьбы сегодня проходит особым образом по сердцам молодых людей.
— Мы живём в культуре, из которой была изгнана идея греха, и на её место была поставлена идея свободы. Представление о свободе у всех разное, и, к сожалению, сегодня она всё чаще понимается как вседозволенность, в то время как свобода должна сопровождаться большой нравственной ответственностью. Говорят об экономическом развитии, но без развития нравственного все успехи в экономике могут привести к плачевным результатам.
Затем Председатель комитета, депутат Госдумы, член фракции ЛДПР Ярослав Евгеньевич Нилов передал слово своему первому заместителю Сергею Попову, Президенту Межпарламентской Ассамблеи Православия.
По мнению Сергея Александровича, сегодня России пытаются навязать общемировые «высокие ценности». При этом возникает опасность забыть наши истоки, нашу историю, которая неразрывно связана с православием.
— Мы помним жёсткую атаку, которую испытал на себе предмет «Основы православной культуры». Навязывалось два мифа. Первый – что ОПК является уроком Закона Божьего, хотя Патриарх неоднократно повторял, что этот предмет лишь изучает культуру, основанную на православии. Второй миф – убеждение, что Русская Православная Церковь будет жёстко навязывать этот предмет во все школы.
Попов напомнил, что сегодня «духовные курсы» в школе разбиты на 6 предметов. Родители сами могут выбрать направление обучения для своего ребёнка. И на данный момент ОПК по популярности стоит на третьем месте после основ мировых религий и основ светской этики (наряду с ними можно выбрать изучение основ исламской, буддистской и иудейской культур).
— С сентября нынешнего года в 45000 школ будет введен этот предмет, и очень важно, кто будет преподавать его. Потому что если преподаватель, который всю жизнь обучал основам марксисткой этики, будет преподавать основы православной культуры, можно представить, что из этого получится.
Протоиерей Владимир Воробьёв, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета говорил о теологическом образовании.
По убеждению отца Владимира, без веры в Абсолютное Добро, в Высшее Начало обосновать нравственные нормы невозможно.
Теологическое образование даёт молодому человеку представление об этом Высшем Начале. Сегодня существует порядка 50 теологических кафедр на базе государственных вузов. Но теологическое образование в нашей стране всё ещё не имеет подобающего ему статуса.
В качестве примера протоиерей Владимир Воробьев привёл Оксфорд, где степень «доктор теологии» считается самой высокой из докторских степеней, в то время как у нас теология не введена даже в перечень научных специальностей.
Членами комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций являются представители разных политических партий. Партию «Справедливая Россия» представлял на заседании Андрей Туманов, известный многим россиянам журналист «дачной» тематики. В связи с разговором о качестве преподавания ОПК, ему вспомнилась фраза из книги Герцена «Былое и думы»:
— «Никто не воспитал столько атеистов, сколько наш преподаватель Закона Божьего». Мне, например, в 7 классе учитель химии сделал такую «прививку» от своего предмета, что я химию категорически не знаю.
Андрей Владимирович провёл интересную параллель между духовным развитием нации и аграрными хозяйством – областью, в которой, как он сам признался, он более компетентен, чем в первой. Он рассказал об одной американской фирме, которая всячески пропагандирует на отечественном рынке свою агротехнологию и свои удобрения.
— Эта технология и у них-то, в Америке, не даёт тех результатов, которые они обещают, а у нас и вовсе – климат другой, почва другая. Те агротехнологии, которые исторически разрабатывались у нас, гораздо действеннее на нашей почве.
Игумен Пётр Еремеев, ректор Российского Православного университета имени Иоанна Богослова, развил тему, поднятую протоиереем Владимиром Воробьёвым – место теологии в современном отечественном образовании:
— Всем доступна сегодня философия, доступно религиоведение. Если мы хотим возрождения духовной традиции в среде нашей молодёжи, мы должны сделать теологию доступной для каждого обучающегося.
Отец Пётр считает, что в российском теологическом образовании знакомству с мировыми религиями должно предшествовать изучение основ православия (для мусульманина это должен быть ислам). Такое комплексное обучение воспитывает преемственность традиций и при этом внушает мирное отношение к представителям других конфессий.
Депутат Госдумы Сергей Обухов представляет в комитете фракцию КПРФ. Он придерживается мнения, что в советское время общество было в морально-нравственном отношении здоровее, чем сегодня, когда православие с его традиционными ценностями загнано в некую резервацию.
— Это позволяет либералам смотреть на нас со стороны, как на индейцев, а затем продолжать свои непотребства. Тот моральный кодекс, который сегодня нам навязывают, исходит от Всемирного банка. И пока это будет так, мы будем обсуждать проблемы духовного развития лишь в рамках этой резервации.
Обухов не оставил без внимания реплику Сергея Александровича Попова насчёт того, что человек, насаждавший некогда марксистско-ленинскую идеологию, не может обучать основам духовной культуры. Он напомнил, что сам Сергей Александрович был в советское время руководителем пропаганды московского горкома партии, что не мешает ему сегодня быть Президентом Межпарламентской Ассамблеи Православия.
Сергей Сироткин, депутат Госдумы из Ивановской области, член фракции ЛДПР, полагает, что традиционные ценности сегодня занимают в жизни общества не больше места, чем в советское время.
— С 17-го по 91-й год духовность была подменена идеологией, а с 91-го года по нынешнее время её подменяют деньгами. Сегодня любят говорить: «Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная». Но надо добавить, что 85% населения – православные и русские. А это нарочно умалчивают. Мы должны осознать себя православным государством, как бы ни противились этому остальные конфессии. По стандартам ООН государство, где больше половины населения одной национальности, считается МОНОнациональным. Мне кажется, Русской Православной Церкви надо жёстче отстаивать свои права, в том числе, право на обучение детей основам православной культуры.
Алексей Осипов, профессор Московской духовной академии, высказал мнение, что для духовного возрождения не мешало бы сначала определиться с самим понятием «духовность».
— В различных словарях мы найдём столько объяснений этому слову, что можно растеряться. Где-то это «образованность», где-то «культурное развитие», «эстетическое воспитание человека». И совсем другое – это духовность в православии. У нас это даже не синоним «нравственности». Возьмём один простой пример. Кто упрекнёт в безнравственности человека, который хочет жить богато? А с духовной точки зрения само стремление к богатству – это уже повреждение души человеческой. Духовность в православии – это чистота от греха.
Только с таким пониманием духовности мы, по мнению Алексея Ильича, достигнем духовного возрождения.
В завершении заседания владыка Евгений, Архиепископ Верейский, процитировал слова святителя Феофана Затворника:
«Нужнее всего воспитывать воспитателей под руководством таких лиц, которые знают истинное воспитание не по теории, а по опыту. Образуясь под надзором опытнейших воспитателей, они передадут своё искусство другим, последующим. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел самое святое».