1
Господь, Бог Твой, Господь един есть 2, познаваемый в Отце, Сыне и Святом Духе: В Отце Нерожденном, в Сыне Рожденном безначально, вне времени и бесстрастно как в Слове, Который помазав Сам воспринятое от нас [естество], зовется “Помазанник” (Христос — Т. М.), в Духе Святом, Который не рождается, а исходит от Отца. Только Он Один Бог и Он Бог истинный, в Троице ипостасей единый Господь, не разделяемый [в своей] природе, в совете, в славе, силе и действии и во всех остальных признаках Божества. Его одного люби и Ему одному служи от всего разумения твоего и от всего сердца твоего и от всей силы твоей 3, и да будут слова и заповеди Его в сердце твоем, чтобы ты творил их и размышлял и говорил о них, сидишь ли ты или идешь, покоишься на ложе или стоишь 4. И помни всегда Господа Бога твоего и бойся Его одного. И не забывай ни Его, ни заповедей Его, ибо Он сам даст тебе тогда силу творить волю Его. Ведь Он не ищет от тебя ничего другого, как только чтобы ты боялся и любил Его и ходил всеми путями Его 5.
Не прислушивайся к [рассказам] о бесстрастных и невидимых надмирных ангелах и о великой злобе отпадшего оттуда, о его ловком, тонком и хитром обмане, и не сочти чего-либо из этого равночестным Богу. Не засматривайся на величие неба, на многообразие движений на нем, на сияние солнца, на свет луны, на блеск остальных звезд, на то, что бывает благоприятно для дуновения воздуха, для изобилия плодов моря и земли, и не обожествляй ничего из этого. Ибо все эти вещи — творения, подчиненные Единому Богу, возникшие по слову Его из небытия. Ибо Он сказал, — и сделались, Он повелел, — и сотворились 6. Вот этого одного Владыку и Создателя всего [существующего] прославляй, к Нему прилепляйся с любовью, пред Ним кайся день и ночь в вольных и невольных падениях твоих, ибо Он — сострадательный и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и вечно благодетельствующий 7, обещавший и дающий Царство небесное и нескончаемое, жительство безболезненное и жизнь бессмертную и наслаждение светом невечерним чтущим Его, поклоняющимся Ему, любящим Его и хранящим повеления Его. Но Он также Бог ревнитель и праведный Судия и страшный мститель 8: непочитающих Его, противящихся Ему и не хранящих повеления Его ждет вечное наказание — огонь неугасимый, боль непрестающая, горе безутешное, беспросветный мрак, место темное и тесное, где взывающий к состраданию скрежет зубов и неусыпающие ядовитые черви. Он уготовал это первому злому отступнику, а вместе с ним всем, кто поддался его обману, последовал за ним и отверг своего Творца делами, словами и помышлениями.
Не делай себе никакого изображения (tХ Рmo…wma) того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, и не служи им и не прославляй их как богов 9, ибо все они — творения Единого Бога, Который в последние времена воспринял плоть из девической утробы и был видим на земле, обитал среди людей и, пострадав ради спасения людей, умер, воскрес, восшел с плотию на небеса и воссел одесную Величия в вышних 10; с этой плотью Он снова придет судить живых и мертвых. Вот и сделай изображение (tѕn ekna) Того, Кто вочеловечился ради нас, [сделай] из любви к Нему и [глядя на] это изображение вспоминай о Нем, поклоняйся Ему, возводя свой ум от [изображения] к покланяемой плоти Спасителя, Которая сидит одесную Отца на небе. Точно так же делай изображения (tpouj) святых и поклоняйся им не как богам (ибо это воспрещено), но в силу твоего к ним отношения и расположения и величайшего почтения, вознося свой ум от изображений (di tоn iknwn) к самим [изображаемым], как и Моисей сделал изображения (eknaj) Херувимов 11 внутри святилища, и само Святое святых 12 было изображением (tpoj) вещей наднебесных, а святилище для мирян (tХ gion kosmikn) было изображением (ekna) всего мира (pantj toа ksmou), и “святыми” их назвал Моисей не потому, что он прославлял тварные вещи, а потому, что посредством их [славил] Бога, Творца мира. И ты, конечно, не обоготворяй изображения (tj eknaj) Владыки Христа и святых, но посредством их поклоняйся Тому, Кто сначала создал нас по Своему образу (kat’ ekna okean) 13, а затем по неизреченному человеколюбию благоволил воспринять этот Свой [изображенный] в нас образ (tѕn kaq’ mj atoа ekna) и в нем стал доступным для описания. Поклоняйся не только Божественной иконе (ekna), но и образу (tn tpon) креста Его, ведь он есть величайший знак победы Христа над диаволом и над всей ратью сопротивной, поэтому они и трепещут и бегут, когда видят его изображение (tupomenon). Этот образ (tpoj), когда еще не было его первообраза (to prwttupon) 14, уже был весьма прославлен пророками и много чудес сотворил 15. А во второе пришествие висевшего на нем Господа Иисуса Христа, когда Он придет судить живых и мертвых, впереди пойдет этот великий и страшный знак Его с силой и славой великой. Прославляй его теперь, чтобы тогда с дерзновением взирать на него и сопрославиться с ним, поклоняйся также изображениям (eknaj) святых как сораспятых Господу и твори на лице твоем знамение креста, памятуя, что они суть общники страданий Христовых. И святым гробницам их [поклоняйся], и останкам костей, если сохранились, ибо не отошла от них благодать Божия, как и при животворящей смерти Христа от Его поклоняемого тела не отошла [полнота] Божества. Поступая так и прославляя прославивших Бога как на деле явивших себя совершенными в любви к Богу, ты и сам будешь прославлен Богом и вместе с Давидом воскликнешь: “В большой чести у меня друзья Твои, Боже!” 16.
Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (Исх 20:7), ради чего-либо земного или по страху человеческому, или из-за стыда, или ради собственной корысти употребляя клятву ложно. Ведь нарушение клятвы есть отречение от Бога. Вот поэтому не клянись вовсе, но совершенно избегай клятвы, зная, что посредством клятвы приходит клятвопреступление, отчуждающее от Бога и причисляющее к беззаконникам того, кто клятву нарушает, а ты будь правдив во всех речах твоих и придашь им надежность клятвы. Если же придется тебе самому подчиниться клятве, а надо молиться, чтобы этого не было, то когда она касается вещей, согласных с Божественным законом, исполни ее как законное дело, однако сам взыщи с себя за то, что ты вообще клялся: милостыней, молитвой, плачем и злостраданием тела умилостивляй Христа, повелевшего “Не клянись!” (Мф 5:34). Если же дело будет законопреступное, смотри, как бы ради клятвы не нарушить закон и не быть сопричислену к пророкоубийце Ироду; отказавшись от этой противозаконной клятвы, положи себе правило никогда больше не клясться и проси себе милости у Бога, употребляя с большим трудом и слезами упомянутые лекарства.
Один день в неделю, день, который зовется “Воскресение” 17, потому что он посвящен Господу воскресшему из мертвых в этот день, Предуказавшему и Предуведевшему [нас] о всеобщем воскресении, вот этот день считай святым и не занимай его никаким житейским делом, кроме необходимого. И тем, кто с тобой и подчинены тебе, давай отдых 18, чтобы всем вместе прославить Того, Кто Своей смертью приобрел нас и воскрес, совоскресив с Собою нашу природу. И помни о будущем веке, тщательно исполняй все заповеди и законы Господни и исследуй самого себя, не преступил ли ты чего, не упустил ли, и ты исправишь себя во всем. В то же время будь усерден к храму Божию, посещай собрания в нем, с искренней верой и непостыдной совестью причащайся Святого Тела и Крови Христовых, и положишь так начало строгой жизни, ты обновишь себя и приготовишься к принятию будущих вечных благ, ради них и в остальные дни [недели] не пекись излишне о земном, а в воскресенье, ревнуя о Боге, отложи заботу обо всем, кроме самого необходимого, без чего нельзя жить. Сим образом имея Бога местом прибежища, ты не преступишь [закона], не дашь возгореться пламени страстей, не взвалишь на себя ношу греха и освятишь день субботний, субботствуя неделанием зла. К воскресенью сопричти законом установленные великие праздники, делая то же самое и от того же самого воздерживаясь.
Почитай отца твоего и мать твою (Исх 20:12), ибо посредством их Бог ввел тебя в жизнь и они вместе с Богом виновники твоего бытия. Значит, и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним содействует любви к Богу, если же не содействует, то беги от них, а если они инославные и противостоят тебе, особенно в том, что относится к истинной и спасительной вере, то не только беги, но даже возненавидь и не только их, но и всех сродников и прочих друзей и близких и сами твои члены и их стремления и все свое тело с его страстным устроением. Если кто <…> не возненавидит отца своего и матери своей и жены и детей и братьев <…> и притом и самой жизни своей <…> и кто не несет креста своего и не следует за Мною, недостоин Меня 19, — сказал Христос. Так относись к плотским родителям, друзьям и братьям. А своих по вере, не препятствующих спасению, почитай и люби. Если так [надо относиться] к плотским родителям, то насколько больше будешь ты чтить и любить тех, кто по духу стал твоими родителями? Тех, кто превратил твое бытие в благобытие, кто передал тебе свет знания, кто научил тебя откровению истины, кто вновь родил тебя банею возрождения и вложил в тебя надежду воскресения, бессмертия и наследия нескончаемого царства, из недостойного сделал тебя достойным вечных благ, из земного сделал небесным, вместо временного — вечным, сыном и учеником уже не человека, а Богочеловека Иисуса Христа, сказавшего: Ни отцом себе не называйте никого на земле, ни наставником, ибо один у вас Отец и наставник Христос 20. Ты должен поэтому всячески чтить и любить своих духовных отцов, сознавая, что честь, им воздаваемая, относится к Христу и к Святому Духу, в Котором ты принял усыновление, и к небесному Отцу, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле (Еф 3:15). Позаботься в течение всей жизни иметь духовного отца и открывать ему всякий грех и всякий помысл и получать от него врачевство и отпущение, ведь им дано решить и вязать души 21 и все, что они свяжут на земле, будет связано на небе, а все, что разрешат на земле, будет разрешено на небе. Вот такую благодать и силу получили они от Христа, поэтому повинуйся и не противоречь им, чтобы не навлечь погибель на душу свою. Ведь если противоречащий плотским родителям в том, что не запрещено Божественным законом, по закону должен умереть 22, то разве не отгоняет от себя Духа Божия тот, кто противоречит духовным отцам, разве не губит он свою душу? Вот поэтому советуйся со своими духовными отцами и до конца повинуйся им, чтобы спасена была душа твоя и стала наследницей вечных и нетленных благ.
Не прелюбодействуй (Исх 20:14), иначе станешь ты уже не членом Христовым, а членом блудницы и будешь отсечен от Божественного тела и ввержен в геену. Если дочь священника, взятая в прелюбодеянии, по закону должна быть сожжена огнем 23 как опозорившая отца, то разве осквернивший этим тело Христово не будет еще более повинен вечному наказанию? А ты, если способен вместить, соблюдай девство, чтобы всецело принадлежать Богу и с совершенной любовью прилепиться к Нему, всю жизнь предстоя Ему, непрестанно имея попечение о деле Божием, предвосхищая будущую жизнь и жительствуя на земле, как ангел Божий. Ангелам свойственно девство, и им, насколько доступно, уподобляется тот, кто, живя во плоти, прилепился к девству, а еще более, чем им, [он уподобляется] Отцу, в девстве Рождающему прежде всех веков, и [Сыну] девственному и от девственного Отца происшедшему в начале путем рождения и в последние времена плотию Рожденному от Девственной Матери, и Духу, Который только от Отца неизреченно исходит не путем рождения, а путем исхождения. Подъявший истинное девство уподобляется этому Богу и сочетается [с Ним] непорочным браком, девствуя душою и телом, он украшает красотой девства всякое свое чувство, слово и размышление. Если же ты не избрал для себя девства и не обещал этого Богу, тебе по закону о Господе можно привести одну жену и с ней одной жить вместе и иметь ее у себя как сосуд освященный, всеми силами уклоняясь от чужих жен. Ты сможешь вовсе избежать их, когда будешь остерегаться несвоевременных встреч с ними и не станешь услаждаться слушанием блудных речей. Насколько возможно, отвращай от них и сам взор твой, телесный и душевный. И приучи себя зря не засматриваться на красивые лица. Ибо кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем (Мф 5:28), и поэтому он нечист для Христа, Который видит сердце; несчастный впадает после этого в распутство телом. Но что такое блуд, прелюбодеяние и все мерзости, свойственные нашей природе, когда от любопытного взирания на телесную красоту человек безудержно влечется к противоестественному разврату! Ты же, выкорчевывая из себя самого горькие корни, не будешь пожинать смертоносных плодов, но получишь плод чистоты и присущую ей святость, без которой никто не узрит Господа.
Не убивай (Исх 20:13), чтобы не отпасть тебе от сыновства Тому, Кто и мертвых делает живыми, и не усыновиться делами тому, кто изначала есть человекоубийца. Убийство происходит от удара, удар — от гордости, а она — от гнева, гнев же возникает, когда кто-то наносит нам ущерб, удар или оскорбление, поэтому Господь сказал: Отнимающим у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк 6:29). Так и ударившему тебя не отвечай ударом и оскорбившему не воздавай оскорблением. Ты тем и себя самого и обидчика твоего предохранишь от греха убийства. Ты получишь тогда помилование в грехах, содеянных против Бога: Прощайте и прощены будете (Лк 6:37). Злословящий же и зло творящий понесет расплату — вечное наказание по слову Христа: Сказавший брату своему “безумный” подлежит геенне огненной (Мф 5:22) 24. Если сможешь с корнем вырвать зло и усвоить душе своей блаженство кротости, прославь Христа, учителя и помощника в делании добродетелей, без Которого, как ты знаешь, мы не можем творить ничего доброго. Если же не можешь пребывать безгневным, то презирай себя, когда гневаешься, и кайся перед Богом и перед человеком, которого оскорбил словом или делом. Ведь тот, кто раскаивается при начатках греха, не доходит до конца его, а тот, кто не болезнует о малых грехах, посредством их впадает и в большие.
Не кради (Исх 20:15), чтобы Ведающий сокровенное (Дан 13:42) не воздал бы тебе отмщением многократным за пренебрежение к Нему. Ты же, напротив, от имения твоего тайно подавай нуждающимся, чтобы сторицей получить от Бога, видящего тайное 25, и жизнь вечную в будущем веке.
Не произноси ложного свидетельства (Исх 20:16), чтобы не уподобиться тому, кто в начале оболгал Бога перед Евой 26, и не навлечь на себя проклятие вместе с ним. Более того, если это не причинит вреда многим, покрой грех ближнего твоего и подражай не Хаму, но Симу и Иафету 27 и получишь благословение.
Не желай ничего, что есть у ближнего твоего: ни имущества его, ни денег его, ни славы, ничего, что принадлежит ближнему твоему 28. Ибо желание, воспринятое в душе, рождает грех, а грех осуществленный производит смерть. Ты же не желай чужого и, если можешь, не дай алчности овладеть тобой, но, напротив, из своих средств уделяй просящему и милуй сколь доступно того, кому потребна милость, и не отвращайся от хотящего занять у тебя (Мф 5:42). Если найдешь потерянную вещь, верни ее хозяину, хотя бы он был враждебно к тебе настроен, этим ты и его примиришь с собой, и зло победишь добром, как Христос тебе повелевает 29. Соблюдай это всеми силами, живи сообразно этому и ты скопишь для души своей сокровище благочестия и угодишь Богу; Бог ущедрит тебя благами Своими, и ты станешь наследником будущих благ, коих все мы да сподобимся милостию и человеколюбием Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ему подобает слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Перевод c греческого Т. Миллер
Примечания
- Перевод выполнен по изданию: PG 150, 1089–1100. ↩
- Здесь и далее Писание цитируется в переводе, точнее следующем тексту Святителя и несколько отличающемся от синодального, который приводится в сноске: “Господь, Бог наш, Господь един есть” (Втор 6:4). ↩
- “И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими” (Втор 6:5); “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим” (Мф 22:37); “И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею” (Мк 12:30; см. также Лк 10:27). ↩
- “И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая” (Втор 6:6–7). ↩
- “Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей Он хвала твоя и Он Бог твой” (Втор 10:12,21). Перевод, примечания. Т. А. Миллер, 1998 ↩
- “Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось” (Пс 32:9). ↩
- “Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный” (Пс 85:15). ↩
- “Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня” (Исх 20:5). ↩
- “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им” (Исх 20:4–5). ↩
- “…воссел одесную престола величия на высоте” (Евр 1:3). ↩
- См. Исх 26:1. ↩
- См. Исх 26:33. ↩
- См. Быт 1:27. ↩
- То есть до того, как Спаситель мира был пригвожден ко кресту. ↩
- Прообразом животворящей силы Креста Христова был медный змей, которого Моисей, по повелению Господа, выставил на знамени и который избавлял от смерти тех, кто, будучи укушен змеей, смотрел на него (Числ 21:8–9). С этим змеем сравнивает Себя Спаситель в Евангелии от Иоанна (Ин 3:14). Прообразом Крестного древа было дерево, которое Моисей по слову Господа бросил в воду, после чего вода приобрела сладкий вкус (Исх 15:25). Рассказ об этом событии входит в последование паремий службы Честному и Животворящему Кресту. Согласно богослужебным текстам, прообразом формы Креста были поднятые руки Моисея во время сражения Иисуса Навина с амаликитянами (Исх 17:11–12). См. например, утренний канон среды, глас 1-й, песнь 6-я. Пророчества о страданиях Христа на Голгофе звучат в Псалмах 21 и 68, а также у пророков Исайи, Иеремии, Захарии (см. паремии Страстной Седмицы). ↩
- По-иному эта мысль выражена в Пс 118:63. ↩
- Буквально День Господень (kuriak). ↩
- “А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя и осел твой, как и ты” (Втор 5:14; ср. Исх 20:10). ↩
- В этой цитате соединены слова Лк 14:26–27 и Мф 10:37–38. ↩
- “И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос” (Мф 23:9–10). ↩
- См. Мф 18:18. ↩
- См. Исх 21:17. ↩
- См. Лев 21:9. ↩
- “…кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной”. ↩
- Ср. Мф 6:3: “У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”. ↩
- См. Быт 3:1–5. ↩
- См. Быт 9:18–27. ↩
- “Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего” (Исх 20:17). ↩
- См. Рим 12:21 “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром”. ↩