Дети-инвалиды и общество
В наше время недостаточно внимания уделяется проблемам взаимодействия общества и детей-инвалидов и адаптации детей с отклонениями в развитии в современном мире. А ведь проблемы, согласитесь, немалые. Рассмотрим подробнее, в чем они заключаются и каковы пути их решения.
В наш век прогресса и компьютеризации все чаще слышны призывы: «Дети — наше будущее, все для укрепления семьи, повысим рождаемость, все лучшее – детям и т. д. ». И, несмотря на эти лозунги, число разводов в нашей стране не сокращается, количество так называемых «гражданских браков» не поддается исчислению, а аборты продолжают оставаться обычной медицинской процедурой. Это стало настолько привычно, что никто даже не говорит о том, что прерывание беременности является фактором, угрожающем жизни и здоровью женщины. Почему-то считают, что наука настолько развита и медицинские препараты настолько совершенны, что риск якобы сводиться к минимуму. В результате подобной практики каждая десятая семья не может иметь детей, а в каждой пятой рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии. Если посмотреть статистику, то в г. Москве на 10, 425 млн. человек приходится 1,214 млн. инвалидов. В ЮАО, где проживают 1,581 млн. человек, количество детей-инвалидов (от 0 до 18 лет) составляет 4,4 тыс. человек, а по Москве — 26,1 тыс. человек. Что же может произойти через ближайшие 5 – 10 лет? А то, что количество детей инвалидов составит 1/3 часть от всех ребятишек. Готово ли общество к такой ситуации, и как вообще общество относится к самим детям-инвалидам.
Общество – это все мы, жители многонациональной страны, граждане нашего государства и каждый человек в отдельности.
Поэтому состояние общества зависит от духовного роста каждого человека. Развитие личности зависит от знания и понимания своей истории и культуры, наличия духовно-нравственных норм, которые закладываются в человеке в раннем возрасте (от рождения до пяти лет). Именно в это время воспитываются морально-этические основы, влияющие на становление ребенка, как личности. Но люди своим рациональным умом не всегда могут понять, как в абсолютно нормальной семье, рождаются дети-инвалиды, или семья вообще не может иметь детей. Как возможно и можно ли развивать ребенка творчески, если у него нет ручки или ножки?
Множество вопросов возникают у родителей, когда они слышат страшное заключение врача: «Ваш ребенок — инвалид», перед семьей стоит трудноразрешимая задача: как поступить с ним? А что если в семье есть уже ребенок, не помешает ли больной развитию здорового ребенка? А если в семье нет детей, то чаще всего от врачей слышишь фразу: «Зачем вам нужен больной ребенок, у вас еще родиться здоровый, а этого отдайте государству, оно обязано заботиться о таких больных детях, и для них созданы специальные условия». В этот момент решает семья. Жизнь маленького, «не такого как все» человека, зависит от выбора родителей, от их духовно-нравственного состояния.
А теперь внимательнее посмотрим на ребенка, который « не такой как все», что отличает его от нас? Если ребенок отстает в развитии от своих сверстников на 3-5 лет, может ли он воспитываться, обучаться и творчески развиваться? Опыт показывает – может. Господь в таких детях раскрывает таланты, таким образом и такими способами, что по человеческой логике это не поддается объяснению. Телевидение широко информирует общество о таких случаях с детьми-инвалидами, как девочка без рук и ног рисует прекрасные картины, мальчики-инвалиды с обычными детьми играют в футбол, мальчик без ног пишет замечательные стихи.
Дети-инвалиды более наделены способностями сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы как к добру, так и к злу, поэтому важно с какой личностью они соприкасаются в своей жизни.
Опыт положительного взаимодействия общества и детей-инвалидов мы можем увидеть в специализированном доме ребенка № 25, который окормляется нашим храмом, где каждый крещеный младенец имеет крестную маму, руководство, воспитатели и крестные с любовью заботятся о малышах. Когда у ребенка появляется крестная мама, которая регулярно его навещает, малыш преображается прямо на глазах, чувство обреченности сменяется чувством защищенности, он «расправляет плечи», становится более уверенным, жизнерадостным, раскрываются все его способности.
В Доме ребенка существует практика посещения его семейными детьми-инвалидами, а также интеграция детей с особыми потребностями в условиях коррекционного учреждения. Интеграция рассматривается как программа совместного воспитания и образования детей с разными уровнями психического, когнитивного, моторного и эмоционального развития.
В окормляемый нами детский сад № 2374 «Родничок» с этнокультурным русским компонентом мы стали привозить детишек из этого дома ребенка на весь день: они вместе играют, вместе обедают, вместе занимаются… В прошлом году на Благовещение дети вместе лепили жаворонков из теста. Сколько было радости! Главное – проявлять любовь и милосердие.
В порядке эксперимента, руководители детского сада и родители девочки-инвалида (с диагнозом Дауна), ранее посещавшей Дом ребенка, договорились о ее приходе в Православную группу этого детского сада. Надеемся, что общение со здоровыми детьми поможет ей адаптироваться в обществе.
В детском саду, как и в Доме ребенка, проводятся занятия по основам Православной культуры, которые дают возможность познакомить детей с христианскими ценностями и воспитывать в Православной традиции.
Пример успешной интеграции детей с отклонением в умственном развитии мы наблюдаем в коррекционной школе №911 VIII вида, где на уроке «Мир радости» детям преподаются основы Православной культуры по особо разработанной программе, учитывающей особенности развития каждого учащегося. В ходе уроков дети, познавая историю и традиции Православной культуры, выполняют большое количество практических работ в виде аппликаций, рисунков, работ с пластилином и природным материалом. Развитие на уроках «умения творить-создавать красивое», подводит детей к познанию гармонии Божьего мира. Они учатся взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской нравственности. Немалое число выпускников коррекционной школы поступает в ВУЗы. И важно, чтобы общество, т.е. мы с вами, взяв на себя ответственность, не оттолкнули «не такого как все» человека.
Настоятель храма Живоначальной
Троицы в Чертанове,
Член социальной комиссии при
Епархиальном совете г. Москвы,
свящ. Константин Сопельников
02 февраля 2007 года, XV Рождественские образовательные чтения