
Главное о новом законе
Госдума 11 декабря в третьем чтении одобрила законопроект об обязательном тестировании детей мигрантов на знание русского языка. Если ребенок не сдает тест, то его не допустят к учебе. Также он не будет принят в школу, если у него нет документов, которые подтверждают законность его пребывания на территории РФ. Законопроект поступит на рассмотрение Совета Федерации и, если будет одобрен, на подпись к президенту. Новые правила вступят в силу с 1 апреля 2025 года.
Порядок проведения тестов установит Минпросвещения, задания и критерии оценки разработает Рособрнадзор. В законе также прописано, что тестирование будет бесплатным. Но в документе не отражено, что будет с детьми, которые не пройдут тестирование.
Автор законопроекта Ирина Яровая подчеркнула, что этот вопрос в зоне ответственности регионов: «Школа занимается обучением, а не подготовкой к школе. Это полномочия региона, как они будут обеспечивать работу по адаптации и интеграции».
В Госдуме за принятие данного законопроекта проголосовало 409 человек, и только один — против, согласно телеграм-каналу спикера Вячеслава Володина. В ходе обсуждения законопроекта в первом чтении возникла дискуссия. Член комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Ларионова заявила, что не все родители смогут платно обучать детей русскому языку вне школы: «Не обрекаем ли мы детей, не принятых в образовательные организации, на то, что они будут предоставлены сами себе и улице? Не создадим ли мы условия для роста правонарушений и подростковой преступности?» — спросила она Яровую. И предложила ко второму чтению предусмотреть меры повышения эффективности по исполнению программ адаптации и интеграции мигрантов. Но и к третьему чтению в законопроекте они не появились.

Фото: freepik.com
В России нужно открыть центры для обучения русскому языку детей мигрантов, считает глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. «Дети, не говорящие по-русски, и сами не могут учиться, и другим мешают. Но что дальше? <…> По-видимому, необходимо создавать специальные центры обучения русскому языку, во всяком случае, если речь идет о российских гражданах [с миграционной историей]», — сказал Фадеев на встрече с Владимиром Путиным.
По словам министра просвещения Сергея Кравцова, центры для обучения детей мигрантов русскому языку могут быть созданы в течение двух-трех лет.
«Да, такие центры планируется создать. В какие сроки? Сложно сказать, нам надо дождаться уже окончательного решения по закону (…) но этот вопрос сейчас прорабатывается, может, в течение двух-трех лет. Обязательно, конечно, такие центры помощи по изучению русского языка надо создавать, в том числе на базе наших педагогических университетов», — заявил министр еще 25 ноября.
«Дети окажутся на улице»

Всеволод Луховицкий
Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права школы «Интеллектуал» и сопредседатель Межрегионального профсоюза «Учитель» считает новый закон дискриминационным, поскольку ставит детей в разные условия. Дети мигрантов обязаны сдавать тест на знание русского языка при поступлении в школу, а граждане России — нет.
— Выбрана произвольная группа, которая называется «дети-иностранцы». Именно дети-иностранцы не будут приниматься в школу, если не знают русского языка.
Это значит, что дети-граждане России из разных республик РФ, которые тоже могут не очень хорошо знать русский язык, в эту категорию не попадают. Может возникнуть ситуация, когда дети одинаково плохо знают русский язык и тем не менее один тест не сдает, второй — сдает. Это дискриминация, запрещенная в том числе российской Конституцией, — сообщил «Правмиру» Всеволод Луховицкий.
При этом закон не решит проблемы, которая действительно существует в российских школах, отметил собеседник «Правмира». Он не улучшит качество знания русского языка среди детей мигрантов, поскольку в законе не прописана возможность организации бесплатных курсов для ребят, которые хотят поступать в российские школы. «Вместо того, чтобы кого-то отсекать, надо было потратить деньги и сделать хорошие курсы “Русский как иностранный”. Учебники есть, методики разработаны давным-давно», — говорит Всеволод Луховицкий.
Сейчас обучение детей, которые не смогут сдать тесты по русскому языку, полностью ложится на плечи их родителей. И не у всех будет возможность обучить ребенка.
— Вероятно, какие-то родители, которые имеют финансовую возможность, будут нанимать учителей и готовить детей к поступлению в школу. Таких детей будет немного, — продолжает глава профсоюза «Учитель». — Возможно, найдутся еще какие-то благотворительные организации, которые будут организовывать курсы для таких детей. Но это будет проблемой. Вместо того, чтобы интегрировать мигрантов в наше общество, их выгоняют на улицу. Что они там будут делать — большой вопрос.

Дмитрий Казаков
Той же точки зрения придерживается Дмитрий Казаков, учитель обществознания и истории в Нижегородской области, председатель профсоюза «Учитель»:
— У людей с иностранным гражданством, приехавших в нашу страну, появляется еще один барьер — уже при устройстве детей в школы, — рассказал он «Правмиру». — И это может создать риски того, что иностранные дети не будут учиться в российских школах, не будут интегрироваться. Могут попасть под влияние не школьного светского образования, а совсем иных структур. Это увеличивает риски для общества, порождает лишние конфликты.
Где учить язык тем, кто не сдаст тесты?
Дмитрий Казаков убежден, что дети учатся быстрее взрослых. Если создать условия для их обучения, то они адаптируются быстрее, но это более сложная работа. При этом центры для обучения русскому языку, о которых говорил глава СПЧ Валерий Фадеев, не могут стать заменой школе:
— Такие центры должны стать дополнительной поддержкой, а не заменой школы. Это должно быть дополнительной помощью в том числе для педагогов — где они могут получать какую-то консультацию, связанную с тем, как учить иноязычных детей, — продолжает Дмитрий Казаков. — Но отдельные центры, не связанные со школой, усложнят задачу интеграции — детей просто изымают из российского общества и помещают их в отдельную структуру, изолируют их. В школах же дети помещены в среду.
Учитель русского языка и литературы Михаил Солонников считает, что до принятия законопроекта нужно продумать, как именно дети мигрантов будут изучать русский язык.

Михаил Солонников
— Во многих российских регионах процент детей-мигрантов в школах высок.
Здесь прежде нужно было выстроить систему. Социализация и знакомство с родным языком начинается с детского сада, куда большинство детей мигрантов не попадает и, получается, они минуют этот этап начальной социализации и изучения языка. А ведь, по сути, это дело трех месяцев, как говорят педагоги, когда дошкольник может научиться азам нового языка, — отмечает Михаил Солонников.
Чтобы сдать тестирование на знание русского языка, сначала необходимо пройти подготовку, полагает собеседник «Правмира».
— Недавно министр просвещения Кравцов заявлял, что на базе педагогических вузов предполагается создание языковых центров для подготовки детей к школе.
Но сама по себе идея создания подобных центров по стране утопична, — говорит собеседник «Правмира». — У нас существует дефицит педагогических кадров в обычных школах, для русскоговорящих детей, а для подобных учреждений нужны специалисты, знающие методику преподавания русского языка как иностранного. Возможно, конечно, подготовка и обучение будет сводиться к какой-нибудь цифровизации.
«Шесть лет назад не говорил по-русски — и стал пилотом»

Анна Орлова
Анна Орлова — куратор благотворительного проекта «Перелетные дети», который обучает детей мигрантов русскому языку. Сейчас у нее обучаются пять ребят, которые недавно со своими семьями приехали в Россию. Но что будет с другими детьми, которые пока не знают языка и не смогут учиться в школе?
— Ребенок не должен остаться без школы. Он в любом случае должен быть в образовательном поле. И детям, которые не знают язык и не сдадут тесты, все равно надо учиться. Их нельзя бросать. Все образование в интересах ребенка. Значит, таких детей интенсивно нужно обучать русскому языку, чтобы они через какое-то время сдали тесты и смогли пойти в школу. Для этого нужно открыть интеграционные классы. В разных странах они устроены по-разному: где-то такие классы открывают прямо в школе, где-то — в соцзащите или даже библиотеке. Но дети могут изучать в них язык бесплатно, это главное. Россия подписала Декларацию по правам ребенка, все дети имеют право на образование.
Детям трудно учиться в школе без знания языка, отмечает Анна Орлова.
— Ребенок сам сильно страдает, если оказывается даже в 3–4-м классе без знания языка. Интенсив на четыре месяца мог бы решить проблему — ученик бы начал понимать учителя. Интеграционный класс мог бы стать выходом из ситуации. Да, языковая среда тоже имеет значение. Ребенок, общаясь со сверстниками, за год-полтора выучит язык, но в учебе не продвинется. Его придется оставить на второй год, — говорит она.
Анна Орлова убеждена, что все родители заинтересованы в том, чтобы их дети изучали русский язык и поступали в школы.
Но семьям нужна поддержка. Когда она есть, дети показывают поразительные результаты.
— У нас учится мальчик, недавно он получил пятерку за четверть по русскому языку. А ведь совсем недавно он его не знал! Еще один наш подопечный в этом году поступил в Институт гражданской авиации, будет пилотом. Шесть лет назад он не говорил по-русски, а сейчас прекрасно учится, — заключает Анна Орлова.